Процесс связан с затянувшимся разбирательством по делу об авиакатастрофе над Боденским озером. Прошло четыре года, но в Башкирии родственники погибших до сих пор ждут справедливого решения суда и выплаты денежной компенсации в полном объеме.
Напомним, в ночь на 2 июля 2002 года в воздушном пространстве Германии в зоне ответственности авиадиспетчерской компании "Скайгайд" столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг" компании DHL. Погибли 69 человек, находившихся на борту Ту-154, включая 45 детей из Башкирии, летевших на каникулы в Испанию, а также два пилота "Боинга". Немецкое ведомство по расследованию авиационных происшествий возложило большую часть вины за катастрофу на "Скайгайд".
Примерно треть родственников погибших уже получили компенсации, которые составили от 50 до 200 тысяч долларов. После катастрофы в Уфу слетелись представители многих известных адвокатских контор и устроили соревнование - кто пообещает больше денег скорбящим родственникам. Самые циничные называли сумму в миллион долларов за каждого погибшего. В результате те, кто не придавал большого значения величине "компенсации за кровь", получили по 50-70 тысяч. Нашедшие в себе силы пройти через суды сумели отвоевать в несколько раз больше (до 200 тысяч долларов). Самая большая группа - около 27 человек до сих пор работает с американскими адвокатами, действия которых курирует общественная организация "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года. Рейс N 2937".
Есть и другие мнения. Евгений Нелюбин, потерявший в авиакатастрофе дочь, считает, что в Швейцарии суд работает по двойным стандартам. Дело об убийстве диспетчера компании "Скайгайд" Петера Нильсена, дежурившего в ту злополучную ночь, расследовалось год. В результате суд приговорил россиянина Виталия Калоева к 8 годам тюрьмы. При этом было принято во внимание, что в авиакатастрофе над Боденским озером Калоев потерял всю семью - жену и двоих детей. Расследование же самой катастрофы, каждая деталь которой была известна изначально, продолжалось 4 года. При этом представителям "Скайгайд" грозит от 6 до 15 месяцев тюрьмы.
Об ответственности руководства компании не идет и речи, хотя два года назад "Скайгайд" разослала родственникам погибших письмо, в котором на восьми листах описывала организационные и технические проблемы, которые выявила катастрофа в этой компании. Все-таки главное в этом деле, подчеркивает Евгений Нелюбин, не получить компенсации, а наказать виновных. Швейцарский прокурор Бернхард Хехт лишь подтвердил подозрения уфимца о "двойных стандартах". Судебный процесс, оказывается, состоится даже не в нынешнем году. Обвинение предъявлено трем руководящим работникам "Скайгайд", трем рядовым сотрудникам и двум специалистам, ответственным за техническое состояние оборудования. По словам Хехта, они отрицают свою вину.
До сих пор окончательно не решен вопрос о сумме компенсации за потерянный самолет "Башкирским авиалиниям". Немецкий суд этим летом решил, что Германия несет ответственность за катастрофу над Боденским озером, несмотря на то что этот участок воздушного пространства контролируется швейцарской авиадиспетчерской службой "Скайгайд". В постановляющей части говорится, что, несмотря на то что швейцарские авиадиспетчеры контролируют этот участок со времен второй мировой войны, официальными документами это не закреплено - не удалось найти соглашения, которое узаконивает подобный порядок вещей. Авиакомпания "Башкирские авиалинии" за Ту-154 может получить от 3 до 40 миллионов долларов.