"В Америке по хорошим дорогам долларовая монета катится, а по нашим дорогам рубль хромает на костылях", - говорит Владимир Беляев, директор предприятия, обслуживающего федеральную трассу. Архангельский отрезок трассы М-8 "Холмогоры" аж 534 километра. Поэтому комиссия осматривает трассу в основном с вертолета. Узкая полоса петляет среди лесов и болот. Местами ширина проезжей части всего 6 метров. Уже некуда. С высоты ямы и трещины не видны, а потому дорожники время от времени совершают посадки и проверяют наиболее проблемные участки буквально на ощупь.
Начальник управления экономики и планирования Федерального дорожного агентства Валерий Мосалов участвовал в проектировании и строительстве М-8 и теперь сильно огорчается, глядя на состояние дороги. На трассе Москва - Архангельск некоторые участки не ремонтировались 15 лет, хотя по нормативам каждые три года следует проводить поверхностную обработку дорожного полотна, каждые шесть - плановый ремонт, а каждые двенадцать - капитальный ремонт с заменой основания. Таков нормальный жизненный цикл дороги.
Визит инспекции, по мнению начальника "Архангельскавтодора" Алексея Верещагина, необходим не только для констатации факта плачевного состояния М-8. Поскольку не только федеральная дорога нуждается в помощи. На совещании у главы администрации Архангельской области шла речь и об автотрассе, ведущей к "Плесецку". К единственному европейскому космодрому нет подъездов с твердым покрытием, поэтому осенью и весной в распутицу туда крайне сложно добраться.
Строительство трассы Архангельск - Москва закончили к 1986 году. Она соединила поморский север с центральной Россией. А в последние годы, когда Северная Двина значительно обмелела, а малая авиация ушла в небытие, дорога осталась практически единственной магистралью "север - юг". Надо отметить, что за последние четверть века интенсивность движения по трассе возросла в 10 раз, на отдельных участках еще больше. До 50 процентов транспортного потока - большегрузные автомобили, преимущественно с лесом. На содержание километра дороги в год выделяется около ста тысяч рублей. Дорожники говорят, что этого мало даже для относительно хороших участков, а разбитые требуют вложений в два-три раза больше. При этом ремонт и содержание дорог финансируется исключительно из бюджета.
Месяц назад федеральным чиновникам также продемонстрировали рязанскую трассу. Столичная комиссия ужаснулась, и Минфин срочно выделил деньги на капитальный ремонт. Уже в 2006-м федеральный центр намеревается кардинально изменить свое отношение к дорожной отрасли. Расходы на ремонт и содержание автодорог вырастут до 42 миллиардов рублей, против 25 миллиардов этого года. Трасса Москва - Архангельск названа одной из дорог, имеющих стратегическое значение. Представители Минтранса говорили о понимании со стороны и Думы, и правительства, и Совета Федерации. И о надежде, что это понимание не временное, на один-два года, а хотя бы до 2010 года - на такой период рассчитана реализация федеральной программы "Модернизация транспортной системы России".