Значит, дело все-таки сдвинулось с мертвой точки. Именно с мертвой, потому что в последнее
Значит, дело все-таки сдвинулось с мертвой точки. Именно с мертвой, потому что в последнее десятилетие мы уверенно подвинулись к тому самому краю, за гранью которого - полная деградация нации. Физическое состояние россиян плачевно. Вот пугающая, однако вполне официальная цифра, которую назвал мне председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов: лишь 20 процентов россиян можно считать здоровыми. А когда я позволил себе усомниться в таком печальном раскладе, двукратный олимпийский чемпион огорошил еще одним признанием. Особенно сдали за прошедшие десять лет мы, мужчины: 10, в некоторых наиболее благополучных регионах 15 процентов ребят физически негодны для армейской службы. "Как так не годны?" - переспросил я. И Вячеслав Александрович пояснил: "Так: не могут поднять автомат, веса настолько не хватает, что даже призванных мальчишек приходится пару месяцев подкармливать". Нас, россиян, с каждым годом все меньше; то нас уверяли, что население державы - 150 миллионов, а сейчас приводят более осторожную цифру - 145. И в ближайшее время вряд ли мы порадуем самих себя бурным демографическим всплеском. Какие там дети и брачные узы, когда около 10 процентов парней и 8 - 9 процентов девушек нуждаются в срочном антиалкогольном лечении?
Вряд ли требуются здесь многословные комментарии. Прямо скажем, мы запустили себя, страну, нацию. Если в большом спорте еще довольно уверенно держались на старых советских запасах, соперничали на Олимпиадах с государствами, где на физическую культуру, спорт отпускались деньги, в сотни раз превышающие наши скудные подачки, то культура физическая, массовая совсем захирела. И сегодняшние шаги по ее возрождению видятся едва ли не единственной возможностью оздоровить народ. Да, кое-что сделано. Теперь без всяких преувеличений можно сказать, что хотя бы 8 процентов населения занимаются спортом. И пусть в более благополучных странах, к примеру, в Германии, этот показатель в пять раз выше. Еще несколько годков назад в России и такого не было. По всей стране пытаются взяться за строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, где физкультурой, то есть поправкой собственного здоровья, можно заниматься не за бешеные деньги, как в модных среди очень богатых фитнес-клубах, а за вполне умеренную плату. Но вот беда или проблема: строительство такого комплекса обходится в 30 миллионов рублей, и денег, понятно, катастрофически не хватает. Москва, с ее спортивным мэром Лужковым, пытается выйти из положения, разрабатывая программу постройки ну самых простейших дворовых сооружений. Но даже Лужкову приходится использовать весь свой авторитет, чтобы заставить чиновников столичных округов отпускать средства на строительство.
Победила идея возродить нечто вроде комплекса ГТО. Только не того, старого и всем обрыдлого, когда нетренированных людей загоняли выполнять нормы чуть ли не под страхом увольнения, а нового. Ему никак не подыщут названия: то ли "президентский тест", то ли что-то в этом роде. Но суть в том, что разрабатываются и нормы, и условия элементарных физических упражнений, которые помогут обрести здоровье.
И, конечно, совсем не случайно вспомнилось здесь о президенте. Думаю, ни один глава нашего многострадального государства не уделял столько внимания сложнейшей и важнейшей проблеме оздоровления российской нации. Впервые создан Совет по физической культуре и спорту при президенте России, который взялся за дело всерьез и без раскачки. А наблюдая, сколько внимания уделяет физической культуре президент совета, мастер спорта по самбо и дзюдо Владимир Путин, - никому и в голову не приходит сомневаться: уж в спортивном-то направлении мы точно продвинемся вперед. И твердо зная, что Россия - как раз та страна, где многое зависит от личного примера - руководителя или спортивной звезды, - мы с пристальным вниманием следим и за развитием событий в спорте высших достижений. Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, основываясь на результатах последних чемпионатов мира по олимпийским видам спорта, обнадежил: на летней Олимпиаде-2004 в Афинах россиянам по силам побороться за три с лишним десятка золотых медалей. Если так, то мы сможем рассчитывать даже на первое место в неофициальном, но ведущемся всеми крупными державами командном зачете. Пока, тьфу-тьфу, деньги на сборы выделяются из государственного бюджета регулярно. Тоже необычно: раньше их добывали с боем, да и то в последние перед Олимпиадами месяцы. Спортсмены, тренеры вроде бы довольны. Всем кандидатам в сборную выплачиваются олимпийские стипендии - 15 тысяч рублей в месяц: не так уж густо, но жить можно. И еще событие: Москва после определенных колебаний вступила в борьбу за право принять у себя в 2012 году Игры ХХХ летней Олимпиады. Пока работа эта разворачивается медленнее, чем хотелось бы, но кто, как не мы, славен тем, что медленно запрягает, зато уж потом... Некоторые пессимисты талдычат: до 2012-го еще надо дожить. Но постараемся дожить, и физкультура со спортом, которая будет послана нам в помощь, обязательно в этом поможет.