Польша, в отличие от Литвы, не только не закрыла тему Калининграда на своих переговорах о вступлении в Евросоюз, но и предприняла в последнее время ряд шагов по налаживанию активного сотрудничества с этим российским регионом, который вскоре будет окружен со всех сторон территорией супергосударства под названием Евросоюз. Польша первой подала заявку на участие в тендере на строительство в анклаве собственной ТЭЦ, поскольку поставки дешевой электроэнергии с "материка" становятся проблематичными. А недавно пустила регулярные авиарейсы Варшава - Калининград.
- В обществе сложился консенсус: вступление в ЕС должно породить как можно меньше проблем, - сказал нам Якуб БОРАТЫНСКИЙ, старший эксперт фонда Стефана Батория. Польша, по его словам, лучше других сознает те сложности, которые породит визовый режим с анклавом. В фонде родилось предложение, помимо прочих, ввести для жителей Калининградской области электронные карточки, позволяющие пересекать границу и находиться на территории Польши в течение 24 часов без визы. Идея, впрочем, едва ли реализуема.
Более "проходным", так мыслит Эва СЫНОВЕЦ, директор департамента интеграционной политики управления Комитета по европейской интеграции, видится иное предложение: выдавать калининградцам долгосрочные, многократные и притом дешевые визы сроком на год (естественно, тем, кто не фигурирует как правонарушитель в компьютерном досье Европола), затем они смогут уже в Польше обратиться за шенгенской визой сроком на три месяца. Одно из условий, продиктованное соображениями национальной безопасности Польши: соседние государства - Россия, Украина и Белоруссия - должны обеспечить на своих границах эффективный пограничный контроль.
Спикер сейма Марек БОРОВСКИ в нашей обстоятельной беседе повторил опасения руководителей ЕС по поводу того, что Калининград может стать источником многочисленных бед для Польши и остальной единой Европы как поставщик криминальных элементов и нелегальных эмигрантов. Ставки для Польши высоки: она хотела бы получить неограниченную свободу передвижения для своих граждан по всем странам ЕС, но боится обвинений в том, что превратится в перевалочный пункт на пути на Запад для "нежелательных элементов" из России. Отсюда, подчеркнул Марек Боровски, повышенное желание заручиться официальным согласием Москвы принимать обратно своих граждан, которые ненадлежащим образом, скажем, по поддельным документам проникли на территорию Польши и потому должны быть выдворены оттуда.
Вместе с тем среди депутатов сейма сложилось понимание того, что визовый режим в отношении Калининграда следует принять с "максимальными послаблениями", а затем постепенно сокращать ограничения для жителей завтрашнего балтийского анклава.
По вопросу о Калининградской области Польша ожидает "встречного движения" со стороны России. По мнению министра иностранных дел Влодзимежа ЧИМОШЕВИЧА, российское правительство должно заниматься обеспечением "быстрого роста, чтобы этот регион становился привлекательным торгово-экономическим партнером для соседей", а также транспортной и туристической инфраструктурой, экологией, борьбой с коррупцией и криминальными структурами, а также "порядком на границах". В связи с визовой темой Влодзимеж Чимошевич подчеркнул, что одна из составляющих проблемы - наличие заграничных паспортов в настоящий момент только у малой толики жителей Калининградской области. Пока польскую границу еще можно пересечь, обладая лишь "ваучером, который покупается на приграничном базаре".
Польша готова принять благоприятные правила для приезда или проезда калининградцев по своей территории. К примеру, визы можно будет получать не в консульском отделе, а через турфирмы ("Чтобы не стоять в очередях", - разъяснил министр). Они будут многократными, а для студентов и других льготных категорий граждан и вовсе бесплатными. Бюджет Польши ничего не зарабатывает на визах, довольно сухо проинформировал глава МИД, их цена равна себестоимости услуг, и поэтому хотелось бы взаимности - российский МИД, например, берет с польских граждан за долгосрочную визу для поездки в Россию по 120 долларов.
Наряду с "жестами доброй воли" Варшава демонстрирует, что есть пределы для уступок. Чимошевич отверг идею "беспрепятственного" проезда по территории Польши для жителей Калининграда или их родственников, живущих дальше на востоке, поскольку такого положения в международном праве не сыщешь. Последняя его фраза звучала как предостережение: "Мы не позволим говорить с собой с позиции силы".
Сочетание двух подходов, мягкого и твердого, продемонстрировал и заместитель госсекретаря польского МВД и администрации Зенон КОСИНЯК-КАМЫШ, снова обративший внимание на саднящую "занозу" - на отсутствие паритета в ценовой политике Варшавы и Москвы. Если одноразовая виза в Польшу обходится в пять долларов, то аналогичная российская - в 60 долларов. А людской поток бурлит и пенится. В прошлом году было зарегистрировано 15 миллионов переходов границы Польши на восточном направлении, из них примерно 4 миллиона на границе с Калининградом и "материковой" Россией. На вопрос "Труда", что станет делать Польша, если Евросоюз будет и дальше отгораживаться от нежелательных эмигрантов, ужесточая визовый и пограничный режимы, Зенон Косиняк-Камыш ответил:
- Да, мы будем занимать особую позицию. Польша против того, чтобы опять ставить забор с колючей проволокой. Впрочем, ситуация может измениться и в другую сторону. Те же немцы через пару лет - кто знает? - будут, напротив, очень даже заинтересованы в притоке рабочих рук. К тому же как только Польша станет полноправным членом ЕС, она сможет разговаривать на эту тему более авторитетным тоном.