Случившееся на селидовской шахте "Украина" при анализе не укладывается ни в какие рамки. Ведь "Украина" в отличие от большинства донбасских шахт не является опасной по выбросам метана, выработки здесь не очень глубокие, запасы угля - огромные. Но какое там процветание... Предприятия, поселок и сами горняки влачат жалкое существование, почти все профессионалы, по словам председателя профкома, уволились. И банальный медленный пожар из-за трения конвейерной ленты о концевой барабан, который можно было потушить при наличии даже не огнетушителя, а лопаты и песка под руками, привел к трагедии. Лишь через час после возгорания (!) вызвали спасателей. Большинство работающих к ситуации оказалось не готово, только шестеро горняков надели самоспасатели, взялись за руки и прошли высокотемпературный участок. После этого проверяющие обнаружили здесь 341 (!) нарушение правил техники безопасности. Попутно раскопали, что на соседней шахте этого же холдинга умыкнули около 85 000 долларов - якобы на приобретение оборудования. Заметьте: если бы не ЧП, грубейшие нарушения вряд ли были бы обнародованы.
Непредсказуемой была и авария на шахте имени А.Ф.Засядько, где, если сравнивать с другими, выделяют немалые средства на мероприятия по технике безопасности, проводят учебу персонала, а после двух последних аварий резко увеличили штат вентиляционного надзора и горных мастеров. Тем не менее буровые работы и здесь проводились с серьезными нарушениями. Как и на шахте "Юбилейная" на Днепропетровщине. Кстати, на повышенную загазованность в выработках, выявленную накануне трагедии на "Юбилейной", ее руководство никак не отреагировало.
После череды аварий гостехнадзором была проведена беспрецедентная акция: приостановлена работа 74 шахт и 700 участков. Работники прокуратуры Украины арестовали должностных лиц, причастных к трагедиям, что связывают с позицией нового генерального прокурора.
Но сможет ли это быстро если не исправить ситуацию, то хотя бы переломить пагубную тенденцию?
Аварийность, стремление добыть больше угля любой ценой, приписки - этими болячками отрасль страдала еще в советские времена, когда находилась в привилегированном, можно сказать, состоянии. Если тогда миллион тонн добытого угля в среднем уносил до двух жизней, то сейчас - как минимум четыре.
Ухудшилось и общее положение дел. Высшему руководству нынче приходится балансировать между интересами финансовых групп, ведомственным руководством и коллективом, не забывая при этом себя. Среднее звено, квалификация и престиж которого явно упали, должно и начальству угодить на предмет выполнения плана (в случае чего оно прикроет), и как-то выкрутиться при отсутствии инвентаря и средств, которые в полном объеме соблюдения техники безопасности почти нигде не обеспечивают. Главная же задача рабочих - дать максимальное количество угля и постараться соблюдать нормы охраны труда настолько, чтобы не случилось хотя бы громкое, с жертвами ЧП. Вот и балансируют, чтобы и план дать, и в живых остаться. Различные контролирующие организации, в свою очередь, понимают: если подходить к безопасности труда со всей строгостью, то работы почти на всех шахтах придется остановить. Но ведь тогда шахты понесут огромные убытки, после чего могут вовсе закрыться. Без работы останутся и горняки, и их начальство, и сами проверяющие. Так что везде ищут компромиссы.
Хотя, если посчитать, во что обходится в итоге помощь семьям погибших и ликвидация последствий аварий, то только за последний месяц на Украине потрачено на это около 1,5 миллиона долларов.
Что же касается технических причин аварий, то, по словам председателя экспертной комиссии Александра Брюхнова, это прежде всего - пренебрежение правилами противопожарной эксплуатации конвейерных лент и нарушения при взрывных работах, которые отныне решено ограничить. Председатель госнадзорохрантруда Сергей Сторчак добавляет к этому сложные горно-геологические условия добычи угля, низкий уровень технологической и исполнительской дисциплины от рядового рабочего до руководителя шахты, нарушение правил проветривания и пылегазового режима, упадок отраслевой науки и снижение квалификации персонала...
Но по большому счету за всем стоит "человеческий фактор", разгильдяйство привычка идти на риск, надежда на русское (оно же и украинское) "авось". И в этом смысле июльские катастрофы в Украине сродни Чернобылю и выпущенным по мирным целям с этих же территорий ракетам. Если начальство безнаказанно может умыкнуть шахтный комбайн, то рядовой работяга позволяет себе вырубить кабель на металлолом.
В нашем обществе правила и нормы жизни и выживания давно перестали совпадать с законами и инструкциями, которые соблюдать не принято. Пешеходы привыкли к крутым иномаркам, ездящим без правил и не притормаживающим на переходах, а водители - к пробегающим на красный свет пешеходам. Иногда все как-то проскакивают, обходится, Бог милует. Но не всегда. И это "но" на Украине случается все чаще.