- Владимир Николаевич, первый вопрос не о конгрессе. Как себя чувствует Кубань после стихийного бедствия?
- Для ликвидации последствий трагедии в регионе сделано очень много. Но осталось немало проблем, которые нужно решать последовательно и основательно. Без помощи ученых, газовиков, нефтяников, энергетиков здесь не обойтись.
- Не считаете ли вы, что сейчас Кубани не до форумов, пусть даже таких уникальных, как "СITOGIC"?
- Уверен, форум имеет огромное практическое значение для южных регионов страны, оказавшихся, как и Кубань, в зоне стихийного бедствия.
- Конгрессы проводятся в разных регионах. 11-й форум проходил в Салехарде. Почему на этот раз выбран южный Геленджик?
- Прежде всего потому, что нынешний конгресс проходит в год пуска уникальной газовой магистрали "Россия - Турция", которая начинает свой сухопутный и морской путь именно здесь, на берегу Черного моря.
У каждого форума - свое "лицо", свои задачи. Если "CITOGIC-2001-Ямал" был посвящен технологиям реализации уникальных северных проектов (пуск первой очереди Заполярного месторождения, строительство газопровода "Заполярное - Уренгой", освоение месторождений арктического шельфа, комплексное освоение недр полуострова Ямал), то теперь в центре внимания - технологии таких проектов, как газопровод "Россия - Турция" ("Голубой поток"), "Ямал - Европа", "Балтийская трубопроводная система" (БТС), "Тенгиз - Новороссийск" (известный как КТК), пуск второй очереди месторождения Заполярное, которая по технологии заметно отличается от первой.
Но это - одна "стратегическая линия" конгресса. Есть еще и вторая, не менее важная. Она нацелена на то, чтобы приспособить технологии уникальных международных проектов к решению региональных задач. В частности, на их основе надо не только восстановить пострадавшие объекты топливно-энергетического комплекса, но и максимально защитить их от разрушений в случае природных катаклизмов. Так, актуальным является решение газовиков о сокращении строительства магистральных переходов через водные преграды "по верху". Стихия на юге разметала все "подвешенные" трубопроводные сети. Практика показала, что в этих краях нефтегазовые магистрали должны пересекать реки только под дном русла. На "Голубом потоке", КТК, других проектах накоплен достаточный опыт строительства надежных подводных переходов. Его надо использовать и развивать.
- Каковы особенности развития ТЭК на юге России?
- За 70 лет здесь не только построены крупнейшие нефтегазовые магистрали, хранилища, перерабатывающие заводы, энергообъекты, но и накопился фантастический объем старых скважин. В свое время южные нефтегазовые месторождения интенсивно разрабатывались. Но отношение к недрам было потребительское: если дебит не совсем устраивал добытчиков - скважину закрывали. Сегодня по всему югу рассыпано множество объектов, которые приносят немало неприятностей. Много заброшенных скважин находится вблизи, а то и на территории поселков, и в своем нынешнем состоянии они потенциально опасны. Но их можно "возродить", чтобы использовать вполне эффективно. Вот населенные пункты российского юга задыхаются от отсутствия электричества и газа. А при модернизации существующих технологий из старых скважин можно добывать низконапорный газ, из которого вырабатывается электроэнергия. На предстоящем конгрессе большое внимание будет уделено технологиям создания локальных газотурбинных энергоблоков, способных работать на местном газе. Экономический эффект от их внедрения огромен. Произведенная на местах электроэнергия будет обходиться потребителям значительно дешевле, чем поступающая по системе РАО ЕЭС. Кроме того, автономные энергоблоки обеспечивают большую гибкость в энергоснабжении регионов, особенно в случае стихийных бедствий.
- Будут ли на конгрессе затрагиваться экологические вопросы?
- Безусловно. Экономика и жизнь регионов, в которых строятся новые энергообъекты, зависит от экологической чистоты технологий. Очень часто при разработке месторождений рядом с нефтяными или газовыми скважинами бурятся скважины артезианские. Артезианская вода закачивается в пласты и под ее напором выталкивается углеводородное сырье. А на поверхности - страшная картина: все заводнено, природа изуродована, все гниет, портится. Выходят из строя драгоценные участки земли. Чтобы этого не было, Газпром предложил использовать для поднятия пластового давления не воду, а сжатый азот, что является одним из направлений нашей академии. Азот - инертный газ, в химические соединения не вступает, поэтому безопасен в применении. Кроме того, как показано в наших работах по снижению метана, созданные нами криогенные системы на смеси азота и компонентов природного газа наиболее эффективны и экономичны.
- Владимир Николаевич, хотя бы несколько слов о самых оригинальных технологиях, применяемых в уникальных проектах.
- Их много. Но особенно хочу выделить новые технологии наклонно-горизонтального бурения, позволившие осуществлять прокладку магистральных трубопроводов под руслом водных и других преград. Еще хотел бы сказать о технологии микротоннелирования, которая впервые применена при строительстве сухопутного участка магистрали "Россия - Турция".
Огромное значение имеют и системы коррозионного мониторинга для трубопроводов, разработкой которых занимается НИИМП ГУП "Парсек". По словам генерального директора "Парсека" Виталия Нестерова, сегодня завершается работа над созданием "прогнозирующего промышленного коррозионного мониторинга". С его появлением в промышленности наступит настоящий переворот: мы заранее сможем предвидеть, где, через какое время и как поведет себя та или иная труба.
- В паспорте 12-го конгресса особо выделены два проекта: "Голубой поток" и "Тенгиз - Новороссийск" (КТК). О "Потоке" вы немного сказали. А чем для технологов интересен КТК?
- Прежде всего меня восхитила примененная здесь автоматизированная система сварки. Она проводится на таком же высоком уровне, как и в "Голубом потоке". Стыка практически не видно, труба выступает как монолит. Кроме того, здесь хорошо поставлена технология изоляции трубопровода. Однако самым технологически совершенным мне показался "подход" нефтепровода к нефтеналивному плавучему терминалу. Мы продемонстрируем газовикам технологические достижения КТК, а нефтяникам - "Голубой поток".
- Владимир Николаевич, по какому принципу отбираются участники конгресса? Широко ли представлено зарубежное сообщество?
- Видите ли, конгресс - не фестиваль, массовость тут не нужна. "CITOGIC" проводится под патронажем президента России и эгидой ООН. Его главные организаторы - Академия технологических наук, ОАО "Газпром", Госкомитет по стандартизации и метрологии, Минпромнауки, а также ряд крупнейших компаний. В этом году по поручению вице-премьера Виктора Христенко к организации форума подключился еще ряд министерств - энергетики, связи, природных ресурсов.
Для участия в форуме надо пройти очень жесткий отбор. Определяющий фактор - наработки, которые "продвинут" нашу экономику вперед.