Лейтмотивом переговоров, проведенных С. Абрахамом в российских министерствах и ведомствах, в Газпроме и на встрече с представителями крупнейших российских нефтяных компаний, было приглашение россиян к "долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству".
По мнению аналитиков, тут крепкая прагматическая подоплека, поскольку США - крупнейший в мире потребитель нефти. Запасы собственного углеводородного сырья здесь сокращаются. С государствами Ближнего Востока, откуда США импортируют основные объемы нефти, в последнее время возникли серьезные политические сложности. Это заставляет американцев искать нового надежного поставщика "черного золота". Обеспечить свою энергобезопасность американцы могут за счет российской нефти.
Для российских компаний американский рынок - еще не изученный сегмент. В освоении его наши нефтяные компании заинтересованы. Понятно, что продавцу товара выгодно иметь больше покупателей. А в данном случае играет роль еще и то обстоятельство, что с появлением новой площадки сбыта Россия будет меньше зависеть от диктата ОПЕК, и в случае падения нефтяных цен на мировых рынках отечественная нефтянка не понесет столь существенных потерь, как в этом году, из-за вынужденных экспортных ограничений. Америка со своей стороны рассчитывает, что благодаря поступлению нефтепродукции из России цены на "черное золото" в стране несколько упадут.
Увеличение поставок нефти в США положительно оценил глава Минэнерго РФ. В то же время он заявил, что экспортировать надо большей частью не сырье, а нефтепродукты. В соответствии с этой задачей будет строиться и отечественная транспортная инфраструктура, в развитии которой американские инвесторы готовы принять непосредственное участие.
Вложение капитала в развитие транспорта И. Юсуфов выделил как приоритетную задачу: существующая система скоро перестанет справляться с растущими объемами экспорта. К тому же все российские магистральные трубопроводы направлены на Запад, в Европу. Что же касается восточного направления, то строить придется практически "с нуля". Но при обоюдной заинтересованности держав, проложить необходимые магистрали, оборудовать порты, создать необходимую инфраструктуру можно достаточно быстро.
Главное - определиться с объемами и сроками поставок энергоресурсов. Об этом пойдет речь на российско-американском Нефтегазовом саммите, который состоится в начале октября в Хьюстоне (США).
От России в форуме примут участие руководители соответствующих министерств и крупнейших компаний.
Спенсер Абрахам лично побывал в Газпроме, передал официальное приглашение руководителям компании принять участие в саммите. Встреча американского министра с заместителем председателя правления ОАО "Газпром" Александром Ананенковым продолжалась больше часа.
Газовикам, в отличие от нефтяников, американский сырьевой рынок не интересен: он достаточно плотный, дефицита природного газа там не ощущается, поэтому рассматривать его как перспективный нет смысла, сказали корреспонденту "Труда" в Газпроме. Вместе с тем есть задумка организовать поставки сжиженного газа на Американский континент. В рамках комплексного освоения полуострова Ямал на берегу Северного Ледовитого океана предполагается построить завод по сжижению газа. По северному морскому пути метановозами продукция будет отправляться на мировые рынки, в том числе и на американский.
Стратегическим направлением сотрудничества в газовой сфере может стать участие американских инвесторов, профильных компаний в освоении полуострова Ямал и прилегающих к нему акваторий, а также в расширении Единой системы газоснабжения на Восток, вплоть до Тихоокеанского побережья. Для реализации этих проектов потребуются крупные инвестиции: на освоение Ямала, по предварительным расчетам, нужно 40 миллиардов долларов, а на строительство газовой магистрали в восточном направлении - триллион.
С развитием транспортных систем в крупнейших геологических бассейнах Восточной Сибири активизируются геологоразведочные работы.
Со своей стороны С. Абрахам сообщил, что США готовы профинансировать геологическое изучение арктических шельфовых месторождений нефти и газа Восточной Сибири с тем, чтобы выяснить, какое из них наиболее привлекательно для иностранных инвестиций.