История из подшивок «Труда»: кругосветный перелет американца Джеймса Маттерна
Ровно 80 лет назад американский летчик Джимми Маттерн, совершая кругосветный перелет, был вынужден произвести аварийную посадку в Сибири. После чего от него очень долго не было никаких вестей. Что же случилось с пилотом, попытавшимся опередить Валерия Чкалова, только в противоположном направлении?
Он родился 8 марта 1905 года в штате Иллинойс. Миру Маттерн стал известен после ряда авиационных мировых рекордов. А потом были две попытки первым в мире совершить кругосветное путешествие на самолете. Первая в июле 1932 года, когда Маттерн и Беннетт Гриффин летели на самолете «Век прогресса». Вылетев из Нью-Йорка, они прошли над Германией, но затем совершили аварийную посадку в СССР, в Борисове. Несмотря на неудачу, им удалось установить новый рекорд по пересечению Атлантического океана: 10 часов 50 минут.
Вторая попытка последовала уже через год. На том же самолете Джеймс Маттерн вновь отправился в кругосветный полет. Маршрут был проложен через Советский Союз. На заключительном этапе путешествия он вылетел из Хабаровска в направлении Анадыря. Все вроде бы шло по плану, но самолет с громким названием в пункте назначения не появился. Маттерн пропал. Какое-то время от него совсем не было известий. Иностранные газеты терялись в догадках. Желтая пресса (была в те времена и такая!) запустила свою версию: будто бы Джеймса съели в диких лесах страны Советов...
Но вот 8 июля 1933 года газета «Труд» разместила на своих страницах поистине сенсационное сообщение: «По полученным в Москве сведениям, американский летчик Маттерн жив и здоров и находится в Анадыре (2600 морских миль в сторону от Владивостока). Приняты меры для того, чтобы с ним связаться».
Оказалось, Маттерн совершил аварийную посадку на Чукотке, в 80 км от окружного центра Анадыря. Как известил «Труд», причиной посадки была неисправность в моторе. Пилот приземлился в глухом месте, его крылатая машина получила серьезные повреждения. Американец бросил самолет и побрел в поисках людей...
Опубликовав такие подробности, «Труд» вызвал целую бурю в мире. Так, американские газеты тут же начали писать о том, что власти СССР специально предоставили заведомо непреодолимый маршрут над глухоманью, где кроме медведей никого нет. Заокеанские журналисты плохо представляли, что на огромных просторах страны Советов действительно человека найти труднее, чем косолапого...
Между тем, летчик сам добрался до Анадыря. Местные жители встретили пилота с радушием, оказали ему первую помощь, накормили и пригрели. На выручку американцу был отправлен известный советский летчик Сигизмунд Леваневский, который в то время находился в Хабаровске. Леваневский получил правительственное задание от начальника авиаслужбы главного управления Северного морского пути Шевелева: не только помочь Маттерну, но и доказать, что по проложенному маршруту вполне возможно летать. Наш пилот блестяще справился с задачей. В густом тумане он прилетел в бухту Ногаево и сел на воду. Далее Леваневский пролетел на своем гидросамолете над тундрой, что позволило существенно сократить расстояние до Анадыря.
Газеты в это время писали: «Перелет экипажа Леваневского из Хабаровска в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчику Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях». Своим перелетом Леваневский доказал недоброжелателям, что в аварии Маттерна не виноваты ни климатические условия, ни люди, которые прокладывали маршрут.
Этим же днем, как Леваневский встретился с Маттерном, их самолет направился в сторону Аляски. Путь был нелегким. Через полтора часа самолет попал в зону тумана. Сигизмунд блестяще управлял машиной вслепую, по компасу. Вот свидетельства о памятном перелете: «Чувствую, кто-то стоит сзади меня. Оборачиваюсь: Маттерн разглядывает мои приборы и, видать, напуган тем, что они не освещены. В панике он бежит в кормовое отделение, показывает бортмеханику на мои приборы, закрывает глаза: вслепую, мол, как же будем садиться? Механик над ним подшучивает, объясняет пальцами и печальной миной – дело плохо, придется загибаться. Маттерн привязывается ремнем и предлагает бортмеханику сделать то же самое. Механик объясняет, что ему как ответственному человеку неудобно привязываться» (из книги Михаила Водопьянова «Небо начинается с земли»).
Однако тогда экипажу было не до шуток. Топливо в самолете уже заканчивалось, когда Леваневскому удалось пересечь Берингов пролив и совершить посадку в Номе, на Аляске.Об этом опять написал «Труд», уже 22 июля 1933 года: «Советский летчик Леваневский, доставляющий Маттерна в Америку, доставил его в Ном (на Аляске)». Простим коллегам некоторую корявость в этой фразе: тогда волнение по поводу героических авиаперелетов было самым искренним и у журналистов, и у читателей. И, кстати, даже американская пресса вынуждена была признать: Сигизмунд Леваневский спас Маттерна.
Обратный путь Леваневского получился еще более тяжким и долгим, с поломками и вынужденными посадками. Но все закончилось благополучно.
После того полета Сигизмунд Александрович принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», совершил в 1936 году перелет из Москвы в Сан-Франциско (США), преодолев 19 000 км.
12 августа 1937 года самолет с бортовым номером Н-209 под командованием Леваневского начал свой полет через Северный полюс из Москвы в Фербенкс, штат Аляска (США). Радиосвязь с самолетом прервалась на следующие сутки в 17:58 по московскому времени во время перелета над советским побережьем Северного Ледовитого океана. В своем последнем сообщении Сигизмунд сообщил об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях. Больше о судьбе самолета и экипажа из шести человек ничего не известно.
После пропажи самолета были организованы поиски как в СССР, так и в США. Джеймс Маттерн был в числе тех, кто оказывал помощь в поисках экипажа самолета Н-209. После неудачного полета из Фербенкса на Север американский летчик отказался от дальнейших попыток Леваневского и его товарищей искали долго, до весны 1938 года. Пилоты, искавшие пропавший самолет, налетали над Северным Ледовитым океаном 63 000 км, но все безрезультатно...
А что же Джеймс Маттерн? После неудачных попыток совершить кругосветное путешествие он с 1938 года стал работать летчиком-испытателем на Р-38 Lightning. Во время второй мировой войны в результате аварии при разработке 2-местной версии «Piggyback» Джимми получил серьезную травму. В 1946 году ему поставили диагноз: разрыв кровеносного сосуда в мозге. И списали на землю. Потеряв возможность летать, Маттерн со своей женой Дороти Харви, тоже уставшей от профессии танцовщицы, стали брокерами по недвижимости, а затем работали в туристическом агентстве. Маттерн прожил долгую жизнь и умер уже в новой эпохе – 17 декабря 1988 года...