Где на Руси живут долго и счастливо

Объявлено: к 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в РФ составит не менее 74 лет: у мужчин – 68,9, а у женщин – 79,6 года

Хотелось бы верить, но до 2018-го надо еще дожить. А в каком возрасте умирают россияне сейчас? Заметки на полях «карты риска», составленной на основе «Демографического ежегодника России – 2012», только что выпущенного Росстатом.

Итак, в 2011-м средний возраст российских мужчин, покинувших бренный мир, был 64,01 года, женщин – 75,51. Но это как общая температура по больнице. Многим регионам и до названных общероссийских цифр еще далеко. В Ульяновской области, например, в 2011‑м (более свежих данных нет) мужики помирали в 55 лет, то есть на девять лет раньше, чем в среднем по стране. Хотя еще годом раньше этот показатель в том же регионе достигал 62 лет. Что за мор напал на представителей сильного пола? Всего за год здесь катастрофически увеличилась смертность от болезней системы кровообращения. Такой обвал расценивается медиками как экстраординарный факт. Но внятного объяснения печальным фактам найти мне не удалось. Говорят об отдаленных последствиях экстремально жаркого лета 2010 года и о пристрастии местного народа к спиртному. Но разве таких проблем нет в других регионах? Я обратил внимание на такой показатель: в Ульяновской области по фактам незаконного производства алкогольной продукции было возбуждено в 2011-м 382 уголовных дела – в среднем по одному ежедневно, включая выходные. Количество таких дел в расчете на 100 тысяч населения здесь – общероссийский рекорд. Не в этом ли «достижении» кроются причины скачка мужской смертности?

Любопытно: у женщин в этом же регионе, в отличие от мужчин, все показатели улучшились. Жительницы Ульяновской области умирали почти в 76 лет, а от сердечных болезней – в 80,5. Словно обитают они на другой планете...

Недопустимо рано, в 55–59 лет, умирают мужчины в Мурманской, Новгородской, Астраханской, Иркутской, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, Камчатском, Приморском краях, Удмуртии, Туве, Еврейской автономной области и ряде других регионов.

На этом удручающем фоне ярко выделяются Ингушетия и Дагестан, где продолжительность жизни мужчин превышает соответственно 72 года и 70 лет, а женщин – 79 и 77. Вот и не верь после этого старой пословице, утверждающей, что не в деньгах счастье: в южных регионах сложное социально-экономическое положение, но с продолжительностью жизни здесь традиционно все складывается лучше, чем в «богатых» местностях.

Бесспорного прогресса добилась Москва. За шесть лет (с 2005-го по 2011-й) мужчины увеличили свой век на 4,5 года – до 71 года. Москвички живут в среднем 79,4 года. Причем от сердечных недугов уходят после 83. Это абсолютное достижение для нашей страны.

Среди тревожных факторов, характерных для всей страны, следует отметить высокую смертность граждан России в трудоспособном возрасте: более полумиллиона в год (415 тысяч мужчин и 107 тысяч женщин не доживают до пенсии). Между прочим, в далеком 1960-м таких потерь в РФ было вдвое меньше. В ряде регионов (Тверской, Новгородской, Псковской, Иркутской, Кемеровской, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, Туве) смертность в допенсионном возрасте особенно высока.

Причины? В середине трудовой карьеры, всего-то в 44 года, десятки тысяч умирают от инфекционных и паразитарных болезней (туберкулеза, вирусного гепатита, кишечных инфекций и др.). Роковой рубеж в 45 лет для мужчин и 52 для женщин дает статистика, фиксирующая гибель граждан от внешних причин: несчастных случаев, ДТП, нападений, самоубийств, осложнений во время лечения. Внешние причины обусловили 179 тысяч смертей в прошлом году – почти 10% от всех скончавшихся россиян.

В том числе статистика зафиксировала 29 тысяч самоубийств. Много. Однако в 1994-м, после распада СССР и начала «шоковой терапии», самоубийц в РФ было в два с лишним раза больше, мы тогда вышли на второе место в мире по этому страшному показателю – после Литвы. И сегодня, если использовать критерии Всемирной организации здравоохранения, Россия все еще входит в первую, самую неблагополучную группу по уровню самоубийств. А по детскому и подростковому суициду мы, увы, вообще на первом месте в Европе.

Самые большие людские потери страна несет, как известно, из-за сердечных (более миллиона смертей в год) и онкологических (290 тысяч) болезней. Инсульты, инфаркты, рак стремительно «молодеют», настигая даже 40-летних. Но в большинстве случаев умирают по этим причинам все-таки россияне старшего возраста. От сердечных недугов наши мужчины уходят в 70, женщины – в 79; от новообразований – соответственно в 67 и 69 лет. По сравнению с 2005-м благодаря успехам медицины этот печальный финиш удалось отодвинуть на два-три года...