Правда, в последние месяцы совгаванчанам (так официально именуются жители города) было не до этого: приходилось практически без выходных работать на модернизации ледостойкой платформы "Орлан". Это сооружение высотой в семиэтажный дом и весом 70 тысяч тонн будет установлено на месторождении Чайво в Охотском море. В 2005 году здесь начнется промышленная добыча нефти.
В Советской Гавани, на берегу бухты Окоча, где расположился филиал "Амурского судостроительного завода" (АСЗ) - завод "Паллада", шел демонтаж ненужных конструкций и непосредственная модернизация платформы. Необходимое оборудование и комплектующие изготавливались на головном предприятии в Комсомольске-на-Амуре. До своего второго рождения "Орлан" 20 лет вел геологоразведку у берегов Аляски. Благодаря щадящему режиму платформа неплохо сохранилась. В суровых условиях Охотского моря она должна прослужить полвека, хотя здесь - подвижные льды, сейсмическая нестабильность и сильные штормы.
Перед российскими судостроителями стояла непростая задача: сделать все, чтобы "Орлан" был полностью защищен от природных катаклизмов. Заказ на переоборудование платформы на Амурском судостроительном разместила американская компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" ("дочка" "ЭксонМобил"), ставшая оператором проекта "Сахалин-1". На модернизацию ушло два года. По словам главного конструктора проекта из ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова (Санкт-Петербург) Александра Зимина, этот срок можно было бы существенно уменьшить, если бы американцы своевременно учли непростые сейсмические условия Охотского моря. Россияне же могут гордиться, что завершили свою часть контракта в срок. Это признал и спонсор проекта с американской стороны Джон Плуги: "За время реализации контракта с российской стороны не было допущено ни одной оплошности".
А генеральный директор концерна средне- и малотоннажного кораблестроения Михаил Хейфиц подчеркнул: "Орлан" показал, что отечественным предприятиям по силам работа любой сложности.
В минувшее воскресенье Советская Гавань отмечала окончание работ. На заводской набережной собралась праздничная толпа: для 30-тысячного города прощание с "Орланом" - самое яркое событие за последние несколько лет. Мажорная музыка, торжественные речи - все, что полагается по такому случаю. Однако лица судостроителей выражали не только радостное возбуждение, но и тревогу: контракт завершен - а что потом? Настроение горожан чутко уловил мэр Комсомольска-на-Амуре Владимир Михалев.
- Каждый из вас думает: что будет дальше? Я тоже об этом думаю,- сказал он.-Вы осуществили проект мирового масштаба, доказав, что Амурский судостроительный может выпускать не только подводные лодки, но и гражданскую продукцию. Надеюсь, у вас будет много новых заказов, надо за них побороться.
- Сейчас, когда основная добыча перемещается на шельфы морей, потребуется много специализированных сооружений морского базирования, - пояснил мне заместитель директора завода Анатолий Адаменя. - Опыт сотрудничества с западными компаниями, который коллектив завода приобрел в процессе модернизации платформы "Орлан", и ранее, при изготовлении конструкций и технологических модулей для нефтедобывающей платформы "Моликпак" (проект "Сахалин-2"), позволяет надеяться на получение заводом работы в этом секторе рынка. Однако для уверенного участия в тендерах и гарантированного получения работ по строительству сооружений для нефтедобывающей отрасли потребуется значительное перевооружение производственных мощностей. В России сейчас фактически негде построить даже приличный танкер, а ведь для cахалинской нефти таких судов потребуется очень много. Почему их должны сооружать за рубежом?
Практика показывает (и "Орлан" - тому подтверждение), что зарубежные фирмы не заинтересованы в использовании российского промышленного потенциала: даже те проекты, которые мы блестяще можем осуществить, иностранцы стараются не реализовывать на российских предприятиях. Например, Корея активно готовится к строительству платформ для сахалинских проектов: там правительство уже выделило средства для этого. Наше же, похоже, ни о чем таком и не помышляет.
Дальневосточные предприятия сами ищут инвесторов, в том числе и иностранных. Ведь им надо зарабатывать, развивать производство, создавать новые рабочие места.
... А в Советской Гавани тем временем завершались торжества. Два мощных буксира подошли к "Орлану": им предстоит доставить его в Южную Корею, где на платформе установят буровую вышку и модули, изготовленные, кстати, на Амурском заводе. Зазвучал традиционный марш - "Прощание славянки". Город прощался с "Орланом".