ШАХИДКИ ПОЯВИЛИСЬ НЕ СЛУЧАЙНО

В 80-е его романы "Красная площадь" и "Журналист для Брежнева" наделали много шума в мире детективной литературы. Только что он закончил свой новый роман, действие которого происходит в захваченном террористами ДК на Дубровке. Мы попросили Эдуарда ТОПОЛЯ прокомментировать ситуацию вокруг тушинской трагедии.

- Будем рассуждать логически. Еще в начале весны Басаев объявил, что у него подготовлены и ждут своего часа 34 шахидки-самоубийцы. Допустим, он преувеличил их количество раза в два. Но то, что они у него есть, подтверждается событиями последних месяцев: покушение на Кадырова, атака на грузовиках на Дом правительства в Грозном, теперь - теракт в Тушине. Сколько еще Басаев станет держать в стойле этих безумных кобылиц, готовых унести с собой на тот свет как можно больше других людей? Думаю, недолго, не то они одумаются, остынут и разбегутся. И, значит, это лето для россиян может стать жарким в прямом и переносном смысле, а теракт в Тушине - началом вероятной цепи трагедий...
Об этом, кстати, предупреждали эксперты по борьбе с терроризмом еще в октябре прошлого года, сразу после "Норд-Оста". "Для российского общества настал момент истины. Бандиты хотят, чтобы мы поверили в то, что, пока жив хоть один чеченец, в России не будет мира, если русские не уйдут из Чечни", - писала российская пресса. "Высокий профессионализм офицеров спецназа обеспечил Владимиру Владимировичу возможность отложить решение чеченской проблемы еще на какое-то время. Но на какое? До нового масштабного теракта?" - спрашивали политологи в американской прессе. Я эти предостережения цитирую в своем новом романе, который только что сдал в издательство. Книга называется "Роман о любви и терроре, или Двое в "Норд-Осте". Это документальная повесть, в центре которой истории нескольких любовных пар разного возраста, оказавшихся в заложниках у террористов и переживших весь этот ад. Подлинные жертвы террора, подлинные участники штурма, реальные руководители оперативного штаба от мэра Москвы до президента Путина и даже реальная, а не выдуманная возлюбленная Бараева - вот персонажи этой книги. Испытанный заложниками "Норд-Оста" шок во многом сделал их другими людьми. Теперь они иначе смотрят на мир, бережней относятся к своим близким...
Должен сказать, что эта моя третья книга, связанная с темой терроризма (первые две - "Римский период" и "У.е."), тяжело мне далась, особенно непросто было выяснить и показать мотивацию жертвенности этих самых молодых смертниц-шахидок. Ведь уже не одна и не две из них взорвали себя, и теперь невозможно объявить их всех шизофреничками-фанатичками. Они идут на это осознанно, хотя даже знаменитые толкователи Корана запрещали женщинам заниматься джихадом. Причем запрет этот основан на свидетельстве самой Аиши, жены Магомета. Она, говорится в четвертой книге джихада Ал-Бухари, спросила у Пророка: "О, Посланник Божий, мы видим в джихаде самое превосходное из деяний. Не должны ли мы сражаться?" Он ответил: "Лучший джихад (для женщин) - это хадж, исполненный по всем правилам". То есть даже Магомет запретил женщинам воевать с "неверными" и завещал им вместо этого совершать паломничество в Мекку.
К сожалению, на мой взгляд, тушинская трагедия не вызвала в российском обществе должной реакции. Дело не в том, что после теракта концерт продолжался, а в том, что Россия уже восемь лет ведет войну с Чечней. Общество все эти годы делает вид, что никакой войны нет, а есть лишь локальные "операции" и "зачистки". Хотя, судя по публикациям в прессе, 85 тысяч российских солдат воюют в Чечне, списки солдат и офицеров, посмертно получивших на этой войне звания Героев России, уже исчисляются десятками, а убито на этой войне уже примерно 80 тысяч чеченцев и незнамо сколько россиян. То есть Москва - столица воюющего государства. И пока общество будет продолжать открещиваться от этого факта, бомбы будут взрываться.
Причем у меня постоянно спрашивают: а как было в Штатах после 11 сентября? Могу сказать: трагедия 11 сентября сплотила страну как одну большую семью, в которой случилось горе. И логическим ответом - реакцией всей страны на тот теракт стал разгром талибов в Афганистане, насильственная смена режима в Ираке и доктрина активной борьбы с экстремизмом и терроризмом во всем мире. Можно как угодно относиться к американским методам ведения войны в Ираке, но трудно, считаю, оспаривать теорию превентивного, упредительного удара по терроризму со стороны цивилизованного человечества. Сидеть и ждать, пока тебя взорвут в собственном доме, - такая практика ни к чему хорошему не приведет. Уж если террористы идут на то, что посылают в Москву своих женщин в качестве живых бомб, то искоренять этот терроризм надо, уверен, тоже любыми способами, вплоть до экстраординарных.