В стилизованном под пагоду небольшом киоске возле входа на причал беру билет стоимостью 50 юаней и прохожу на пирс, где стоит корабль с номером "075" и выведенным славянской вязью именем древнего города на борту.
Первенец отечественного авианосного кораблестроения - тяжелый авианесущий крейсер "Киев" водоизмещением 40,5 тысячи тонн вступил в состав Северного флота в 1975 году. Оснащенный различными видами вооружений (ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные аппараты и установки для метания глубинных бомб, с дюжину самолетов вертикального взлета и два десятка боевых вертолетов), он представлял собой мощнейшую ударную силу многоцелевого назначения - мог одинаково эффективно вести борьбу с воздушными, надводными и подводными целями.
На протяжении последующих почти двух десятилетий "Киев" исправно нес службу в северных и иных широтах Мирового океана. Однако потом корабль состарился, да и ситуация в мире и в стране изменилась - в 1994 году он был "комиссован", еще не выработав рассчитанный на 25 лет ходовой ресурс, а шесть лет спустя продан восточному соседу.
Вопреки предположениям желающих поглазеть на былую "грозу морей и океанов" оказалось немного - несколько семей с ребятишками младшего школьного возраста, да с десяток туристов откуда-то из китайской глубинки. Вдоль пирса растянулись торговые лотки с фотопленками, батарейками, сборными моделями "Киева" и других военных кораблей, а также водкой, матрешками, шоколадками и прочими товарами, отнесенными к категории "российских". В отсутствие наплыва посетителей торговля стояла, и скучающие продавцы безучастно лузгали семечки.
По стальной лестнице поднимаюсь на борт корабля - корпус некрашеный и местами изрядно проржавевший. На просторной корме одиноко стоит со сложенными крыльями Як-36 - точнее, выполненный в натуральную величину фанерный макет самолета. В носовой части между пустыми (вся начинка демонтирована еще до продажи китайцам) контейнерами со смертоносными ракетами, торпедами и бомбами установлено несколько крупнокалиберных пулеметов, возле которых копошится любознательная детвора.
Попасть внутрь "Киева" невозможно - вход в корабельные помещения задраен наглухо. Зато можно взобраться по лестнице на палубную надстройку и прогуляться по отсекам на носу и на корме, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями ракетоносца. Обросшие паутиной пустые разломанные шкафы, оборванные провода, сохранившиеся кое-где надписи на русском и стойкий запах нечистот - жалкое, надо сказать, зрелище...
Впрочем, в столь плачевном состоянии "Киеву" осталось пребывать недолго. По сообщению агентства Синьхуа, в сентябре он будет отбуксирован в Тяньцзинь и займет центральное место в грандиозном парке военно-воспитательного характера, создаваемом в этом 10-миллионном городе в 120 км к востоку от Пекина. Проект суператтракциона с объемом ассигнований в 5 млрд. юаней (около 604 млн. долларов США) уже утвержден муниципальными властями и внесен в перечень приоритетных объектов городского строительства.
Между тем изначально "Киев" был продан на металлолом за 70 млн. юаней (8,5 млн. долларов) и подлежал утилизации в течение полугода - по крайней мере, так гласили условия контракта, подписанного в марте 2000 года в результате полугодовых переговоров между китайской фирмой "Тяньма" и российским Минобороны. Однако новые владельцы решили распорядиться покупкой иначе - видимо, под впечатлением огромной популярности и большого коммерческого успеха парка "Мир авианосца "Минск", что в южнокитайском городе Шэньчжэнь, тяньцзиньское городское управление по делам туризма и местные предприниматели занялись идеей превратить однотипный по классу авианосец в аналогичный аттракцион на севере страны.
Из-за явного нарушения условий сделки российская сторона попыталась было воспрепятствовать нецелевому использованию "Киева", да безуспешно. Дело в том, что с юридической точки зрения сам контракт о продаже корабля безупречным не назовешь - вопреки параграфу межправительственного российско-китайского соглашения, в соответствии с которым выдавать сертификат конечного пользователя (СКП) уполномочено лишь министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР, чиновники-продавцы из нашего Минобороны почему-то довольствовались бумагой, составленной самим покупателем - тяньцзиньской фирмой "Тяньма".
Неудивительно, что на все апелляции российской стороны в китайских официальных инстанциях реагировали в том плане, что, дескать, поскольку при заключении контракта обошлись без нас, то и помочь ничем не можем. Аргумент, надо сказать, железобетонный, да и наивно ожидать, что наши партнеры пойдут на попятную - еще 18 апреля прошлого года другая высокая инстанция в лице китайского госкомитета по делам экономики и торговли дала "добро" на переоборудование "Киева" в туристический объект. Есть и еще одна пикантная деталь: как выяснилось, фирма "Тяньма" оформляла покупку списанного корабля через посредников в лице одной солидной западноевропейской фирмы - и это при том, что между Россией и Китаем давно налажены и эффективно действуют прямые партнерские связи, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества. Впору задаться вопросом: стоит ли за дефектной сделкой простое головотяпство или чей-то корыстный расчет?..
Тем временем новые владельцы корабля готовятся отбуксировать его в Тяньцзинь, где пока еще тонкий ручеек экскурсантов имеет все шансы превратиться в широкий поток. Таким образом, дальневосточная диспозиция бывших отечественных авианосцев выстраивается следующим образом: "Минск" - на юге, "Киев" - на севере, причем оба - в качестве туристических аттракционов. А в порту китайского города-порта Далянь, что на юге Ляодунского полуострова, нашла пристанище еще одна плавучая громада советского периода - сюда прибыл отбуксированный за 110 дней из Черного моря в Желтое недостроенный авианосец "Варяг". Проданный Украиной еще в 1998 году за 20 млн. долларов, этот корабль после долгих мытарств был пропущен Турцией через Босфор и, как ожидается, займет место вечной стоянки в восточном Монте-Карло - южнокитайском городе Аомэнь (бывшая португальская колония Макао, в 1999 году вернувшаяся под суверенитет КНР). Этому несостоявшемуся авианосцу уготована судьба стать крупнейшим в мире плавучим отелем-казино...