ЧЕЧНЯ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ

"Я родился в столице Чечни Грозном 10 лет назад. Когда началась эта страшная война, мне было всего три года. Мне очень обидно, что я не видел и не помню настоящую, красивую, цветущую родину. Я не ходил в парк, в цирк, в кино, в детский сад, не катался в трамвае, троллейбусе. Может, все это придумали? Но я помню другое: как летели военные самолеты и несли смерть... Я не знаю, кто виноват, но я хочу жить, учиться, вырасти, сделать что-то хорошее, чтобы все были счастливы. Я хочу построить новый город-сад. Все, кто уезжает из нашей Чечни, тоскуют, скучают, плачут. А почему: ведь здесь развалины, нет ничего? Может, я пойму, когда вырасту. Скажите, когда закончится война и можно будет жить?".(Из сочинения ученика 6-го класса Докки Джамурзаева).

Когда в октябре 2000 года Владимир Путин заговорил о необходимости скорейшего восстановления системы образования Чечни, многие засомневались: не будет ли это очередной "черной дырой", в которой бесследно растворятся государственные деньги? Ведь в то время не было четкого представления даже о количестве школ, действующих на территории республики, не говоря уже о числе учителей и учеников. Первая чеченская война разрушила десятки учебных зданий, серьезно подорвала материально-техническую базу многих учреждений образования. Но ущерб был не только физическим: за эти годы снизился общий уровень образованности населения, выросло число беспризорных и сирот, постоянный страх и жестокость происходящего вокруг травмировали хрупкую психику детей. "Мы отстали от других стран учебой и образованием, и все это из-за войны. Из-за войны мы потеряли многое: потеряли многие традиции, все стали нервными и агрессивными. Потеряли вежливость, доброту, все стали грубыми и злыми", - с горечью пишет в школьном сочинении "Моя Чечня" девятиклассница Марта Махаражова.
Конечно, нельзя было мириться с тем, чтобы юные российские граждане, к коим относятся и чеченские дети, оставались за бортом прогрессивных новшеств российской средней и высшей школы, не имели современных обучающих средств, учебников, пособий, не участвовали в предметных и спортивных олимпиадах. Но, прежде чем вливать в сферу образования республики миллионные средства, необходимо было провести многоаспектный анализ ситуации. Его поручили большой группе отечественных и зарубежных экспертов. К работе привлекли также около 1000 работников сферы образования Чечни - они помогали проводить паспортизацию образовательных учреждений, анкетирование учителей и учеников. Результатом почти двухгодичного исследования стал 200-страничный оценочный доклад "Образование в Чеченской республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития".
Презентация доклада состоялась на днях в зале коллегий Министерства образования РФ. Прибывший в Москву глава администрации республики Ахмад Кадыров сказал в своем выступлении, что возрождение Чечни немыслимо без возрождения системы образования: "Наши дети хотят учиться. В чеченском народе велик престиж знаний, престиж учителя. Даже в самые трудные времена, когда вокруг свистели пули и рвались гранаты, когда бандиты пытались взорвать заново отремонтированные школы, преподаватели - очень мужественные люди - продолжали занятия с ребятами". По мнению главы республики, именно образование может стать фактором, который объединит людей для восстановления мирной жизни. С этим согласны и эксперты, отметившие в докладе, что система образования в Чеченской республике по праву должна быть признана ее главной цивилизационной ценностью. Министру образования республики Леме Дадаеву такой подход особенно близок, он даже сформулировал, в чем заключается разница между политиком-однодневкой и настоящим государственным мужем: "Первый обычно видит в перспективе лишь следующие выборы, а второй - последующие поколения".
Сегодня в Чечне действуют 3 вуза, 7 учреждений среднего и 12 - начального профессионального образования, 454 школы, 59 учреждений дополнительного образования, 20 детских садов. В школах обучается свыше 193 тысяч детей и подростков. Конечно, состояние многих учебных зданий, мягко скажем, далеко от идеального. Специалисты подсчитали, что у 40 процентов школ отсутствуют двери, а чтобы у всех школ были крыши, не хватает 494 673 кв. метров кровли. Почти 200 школ располагаются на чужих, временных площадях. В то же время не все и не везде так уж плохо. Ректор Грозненского нефтяного института Ибрагим Керимов отметил с гордостью, что за последние два года благодаря помощи из Москвы материальная база вуза заметно окрепла - появились оборудованные всем необходимым физическая и химическая лаборатории, 4 компьютерных класса. Заведующий отделом образования Наурского района Алексей Сайко, сказал: "Еще два года назад не верилось, что в Чечне вообще будут положительные сдвиги в ситуации с образованием. Но сегодня я вижу, что энергия восстановления велика". Кстати, у 4 школ Наурского района есть пахотные наделы земли, в каждой по 30 - 40 гектаров. Скоро ребята будут снимать первый школьный урожай зерновых.
С надеждой на лучшее гости из Чечни чокнулись на московской презентации бокалами с шампанским и разъехались - возделывать свой "главный урожай" - образовательный.