Почти 70% респондентов ВЦИОМа считают, что в современном мире вполне можно обойтись без главы семьи
Почти 70% респондентов ВЦИОМа считают, что в современном мире вполне можно обойтись без главы семьи. В 2005 году так считали только 35%. «Труд» спросил наших экспертов, почему больше не популярна жизнь «по домострою», и попросил дать совет идущим в загс.
Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Татарстане
— Не надо представлять главу семьи самодуром, который детей бьет розгами. Глава семьи — это тот, кто несет ответственность, обеспечивает. Если папы нет, то нередко эта роль достается маме, бабушке, старшим детям. Для семьи важно, чтобы решение было не столько коллегиальным, сколько оптимальным. К слову, на днях я внесла предложение учредить звание отца-героя. Престиж отцовства надо повышать. У нас в стране из десяти семей только одна многодетная. В целом семья переживает глубокий кризис, много разводов. В том числе потому, что мамы, часто того не сознавая, настраивают дочерей на позицию, что «все мужики — козлы». Или им психологически тяжело отпустить, передать в другие руки сыновей, что тоже приводит к распадам. Отправляющимся в загс я советую слушать только свое сердце.
Илья Шабшин, психолог
— Да, большинство не видит необходимости в главе семьи — и это неплохо! Такова эволюция менталитета. Сейчас чаще говорят о распределении ролей в парах, совместных решениях, диалоге и компромиссах. Большая ошибка тех, кто думает о браке, — ориентация на чужое мнение и чужие действия: «А вот все подруги родили — и я хочу». Или: «Часики тикают». С чего вы взяли, что именно у вас они «тикают» непременно сейчас? Иногда давят близкие родственники, и тут бывает сложно противостоять. Еще проблема, когда путают влюбленность и любовь. Эйфория угаснет, но если вы не разобрались, что за человек рядом с вами, потом придется разгребать проблемы. Вот вам одна из причин разводов. А вторая — нетерпимость, когда всякий дискомфорт воспринимается как драма. Надо уметь прощать, чаще общаться.
Константин Калачев, политолог, многодетный отец
— Важно, кого опрашивали. У нас много неполных семей, где главная — бабушка или мать. Но соглашусь, что гендерные роли меняются, в наши дни женщины уже не так сильно зависят от мужа. Или вот сейчас средний возраст россиян — около 41 года. А люди на верхних этажах власти заметно старше — они, вероятно, больше чтут «домострой» и ответили бы социологам иначе. Вот он, поколенческий разрыв! В целом же и без опроса понятно, что семья меняется, испытывает кризис как институт. Чтобы не пожалеть о вступлении в брак, советую идти в загс в сознательном возрасте, то есть точно после 20.
Владимир Вигилянский, протоиерей
— Верующие знают: семья — это малая церковь. Есть же символы, что Христос — глава Церкви. А в семье, в малой церкви, иерархичность важна. Распад общества начинается с распада семьи. Уход от иерархичности — лишь одна из причин разводов. Бог всегда объединяет, а Сатана разъединяет. Причин разъединения много. Что касается того, когда вступать в брак: по церковной традиции, люди должны присматриваться друг к другу по крайней мере год. Не зря говорят: съесть пуд соли. Надо понять, будешь ли ты делить радость и печаль со своим будущим супругом или нет. Также в паре обязательно должна быть дружба — умение прощать, понимать.