По данным «Коммерсанта», за последние два с половиной года туда уехали более 300 наиболее подготовленных пилотов
В российских авиакомпаниях наблюдается массовая утечка кадров в Азию - в частности, в Китай и Корею. Об этом сообщает издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники в отрасли.
По словам одного из собеседников газеты, за последние два с половиной года туда уехали более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» — командиров воздушных судов (КВС) и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий находятся «в процессе оформления документов».
Утечка затронула, в частности, S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа». Как отметил собеседник «Коммерсанта», уход из «ВИМ-Авиа» сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы.
В авиакомпании подтвердили «Ъ», что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению «ВИМ-Авиа», «имеет экономический характер»: в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, а также действует лояльная система валидации летного состава.
Сотрудник одного из зарубежных кадровых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов «Трансаэро» осенью 2015 года. Тогда из компании было уволено более 10 тысяч человек. По его словам, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. График работы — 80 часов налета в месяц (в РФ — 90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). Кроме того, с 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу. В основном китайские авиаперевозчики заинтересованы в трудоустройстве КВС с налетом от 2,5 тысячи часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.
Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев подтвердил, что «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в полтора-два раза выше». По его словам, авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но «больше не видит возможностей для ее роста». Второй пилот получает 320-350 тысяч рублей в месяц, КВС — 470 тысяч рублей, а инструктор — более 500 тысяч руб. «Аэрофлот» запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов.
В Министерстве транспорта подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что «проблема гораздо меньшего масштаба».
В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тысячи пилотов. По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тысячи пилотов в год. В 2016 году в насчитывалось 59 авиакомпаний и 218 аэропортов. Объем перевозок составил 488 миллионов пассажиров. Всего через аэропорты КНР прошло более одного миллиарда человек.