Авторское кино хотят выжить с российских экранов?
В кино, как и в медицине, разбираются все. И почему-то все непременно хотят довести качество фильмов до стерильного, как в операционной, совершенства. Сначала депутаты, чертыхаясь, запрещают на экране «крепкие» выражения. Потом — не иначе как с большого похмелья — норовят убрать с экрана даже намек на распитие героями спиртных напитков. А на днях глава Минздрава Вероника Скворцова потребовала лишить господдержки те фильмы, в которых персонажи имеют дурную привычку курить. Ни минуты не сомневаюсь, что депутаты дружно проголосуют за этот закон, хотя многие при этом цинично улыбнутся в прокуренные усы...
Не отстает с новациями и родное Министерство культуры. Сразу после Каннского фестиваля Владимир Мединский заявил, что вместе со своим ведомством подготовил проект постановления правительства, в котором вход на рынок проката будет отныне стоить 5 млн рублей за фильм. При нынешней цене прокатного удостоверения 3,5 тысячи рублей. То есть стоимость выхода фильма на экран вырастет сразу в 1,5 тысячи раз! Вот это, понимаю, стахановские темпы!
О повышении цены прокатного удостоверения (без него показ фильмов в России невозможен) чиновники говорили с начала года. Тогда инициатива вызвала яростное осуждение со стороны ряда прокатчиков и, казалось, завяла на корню. С тех пор ничего в отрасли кардинально не изменилось, но абсурдная идея приобрела на днях явственные очертания. Министр уверен, что пятимиллионный сбор поставит заслон «низкобюджетному иностранному кино... очистит экран от грязи» и поможет заработать денег для поддержки отечественных фильмов.
Но низкобюджетное кино — позволю себе возразить министру — отнюдь не всегда синоним кино плохого, а тем более грязного, злачного. Как правило, скромным бюджетом обладают так называемые авторские, фестивальные фильмы. К примеру, «Белая лента» и «Любовь» Михаэля Ханеке, «Сын» и «Дитя» братьев Дарденн, «Такси» Джафара Панахи, «Она» Пола Верховена, «Франц» Франсуа Озона, «Пьета» Ким Ки Дука — эти и десятки, сотни других знаковых картин последних лет по сравнению с какими-нибудь «Трансформерами» стоят сущие копейки. Для прокатчиков подобных артхаусных шедевров сумма в 5 млн рублей за выход на российский рынок может оказаться неподъемным бременем. В то время как для голливудских блокбастеров подобная пошлина — сущие пустяки.
Так что, если закон будет принят, он уберет с наших экранов не грязь и пошлость, а, извините за выражение, лучшие образчики европейского, азиатского киноискусства. И это ничуть не поможет избавиться от экспансии Голливуда, а только шире откроет для него ворота, ведь свято место пусто не бывает. Закрадываются нехорошие подозрения: а не является ли наш министр культуры лоббистом американского высокобюджетного кино?
Ссылки на то, что при Министерстве культуры создадут некую комиссию, по рекомендации которой Фонд кино будет компенсировать затраты «наиболее выдающимся произведениям», убеждают мало. В прошлом году на экраны страны вышло 413 иностранных лент. Никакая общественная комиссия отсмотреть такой вал фильмов не в состоянии — для этого «общественникам» придется ходить на просмотры как на работу. Значит, будут решать чиновники ведомства (среди них практически нет кинематографистов) в соответствии с только им известными критериями. И, не исключено, здесь возникнет почва для новых разговоров о цензурных ограничениях, об откатах и коррупции. В этом смысле репутация ведомства и так не на высоте...
Что же касается отечественного кино, о котором так радеют в Минкультуры, то прокатчики российских фильмов тоже будут платить за выход картин на экраны по 5 млн. Правда, им эти затраты Фонд кино обещает компенсировать. Вроде бы вполне протекционистская схема, но дьявол, как водится, кроется в деталях. Во-первых, деньги будут возвращаться не сразу, а по истечении некоторого (какого?) времени и «в порядке конкурса на получение господдержки в прокате». Все ли смогут пройти через сито конкурса, у всех ли найдутся для этой бюрократической процедуры время, силы, свободные деньги?
У фильмов, которые поддерживает государство, такие ресурсы, скорее всего, найдутся. А для независимого кино — например, для фильма Кантемира Балагова «Теснота», триумфатора недавнего Каннского фестиваля (приз ФИПРЕССИ), снятого на частные средства, фильтр в 5 млн рублей может стать преградой на пути к экрану. Во всяком случае никто из прокатчиков выпускать фильм на экран пока не торопится. А если придется за это платить еще и 5 млн, без уверенности, что государство их вернет, то пыл дистрибьюторов и вовсе может превратиться в пыль.
Резюмирую. Для меня вполне очевидно, что новый закон, паче он будет принят, в самой ближайшей перспективе ударит по независимым авторским проектам — как зарубежным, так и отечественным. А если говорить еще определеннее, то о прокате серьезного, содержательного кино в нашей стране можно будет забыть. И нынешний обладатель «Золотой пальмовой ветви» в Каннах — не сулящий гигантских сборов «Квадрат» шведа Роберта Эстлунда — до России просто не доедет. Боюсь, любителям кино в этой ситуации ничего не останется, как вместо похода в кино нервно закурить, принять на грудь горячительного и нецензурно выругаться.