Главная Культура 19:32 09 Июня 2015 1711
Накурившийся гений

Чеховский фестиваль подкинул нам «Красного табаку»

Сергей Бирюков

Если вы не видели постановок Джеймса Тьерре, вы не знаете всей правды о возможностях человеческого тела. Если вы не видели его «Красный табак», вы не представляете себе глубины иронии, которой можно достичь бессловесной пластикой (невнятное бормотание на незнакомом языке не в счет). Но по поводу чего ирония? В чем смысл спектакля, привезенного «Компанией майского жука» из Франции на Чеховский фестиваль в Москву, а потом и другие города России?

Главный герой — это полубезумный гений-изобретатель с торчащими из головы проводками и застегнутым не на ту пуговицу кургузым пиджачком, вечно измазанным известкой. Остальные — пафосный, но босоногий генерал, извивающиеся в немыслимых корчах девицы и целый кордебалет то развеселых, то страдающих фигурок — настолько привязаны к нему, образуя своего рода «излучение» центрального персонажа, что ясно: они — скорее всего, не реальные действующие лица, а воплощение внутренних фантазий и просто сторон натуры нашего мини-демиурга. Например, генерал, которому гений то кичливо приказывает, то сам вдруг по-детски подчиняется — это, похоже, его мания величия. А девицы, готовые буквально сложиться пополам и расстаться с собственной головой — симптом мужского самохвальства. А ползающий и бегающий, как тараканы в полутьме, кордебалет — овеществленное подсознание, порой восстающее на своего обладателя и загоняющее его в угол.

В этой борьбе с самим собой у нашего героя мало шансов здраво посмотреть на собственное «я» — слишком властен над ним генерал-самообман. Лишь иногда сквозь эскападу клоунски-напыщенных па проскальзывает интонация простой нежности, но мигом недремлющий внутренний «министр обороны» поворачивает все по-своему, затевая суд над «лазутчиком», вернее «лазутчицей», которая осмелилась пробудить в этом нарциссе что-то подобное искреннему интересу к другому человеку. Самомнение — такая могучая штука, что даже в какой-то момент оживляет героя, в его завиральных экспериментах совсем уж вступившего в противоречие с человеческой природой. Генерал расталкивает его замершее сердце, и оно позволяет его шальному обладателю еще какое-то время куражиться с изобретенными им чудовищными машинами и тенями его больного воображения. Но второй раз чуда не случилось: похоже, до гордеца, заглянувшего в грозно нависающее над ним гигантское зеркало правды, наконец дошло, что мир вовсе не вращается вокруг него, а вполне плюет на его гениальное ничтожество, да и все эти корчащиеся фигуры — отнюдь не его рабы, а лишь плод фантазии, как у накурившегося табака («красный табак» — то, чем обычно набивают кальяны). Даже генерал-фантом его покидает — и лишившемуся спасительного самомнения фантазеру остается только по-настоящему умереть.

Так можно трактовать условный сюжет этого действа. Наверное, другой сделает это как-то по-другому. А вот что безусловно — так это потрясающее техническое совершенство исполнения. Особенно — у девушек-солисток, у которых разные части тела движутся в полной независимости друг от друга, как у кукол на веревочках, и, конечно, у самого героя, предстающего одновременно императором, клоуном и эпилептиком — эту роль, понятно, играет никто иной как сам Джеймс Тьерре. Ироническая клоунада — главная интонация спектакля. И очень точно ей соответствует стимпанковое оформление — все эти пыточные машины, управляемые корявой клавиатурой через заскорузлые трубки и проводки. Ведь стимпанк — пародия на эпоху пара и электричества — и есть ирония над наивным обожествлением научно-технического прогресса как панацеи для решения всех проблем человечества.

Напоследок — о музыке спектакля. Здесь тоже постоянно борются живое чувство, воплощением которого служат мелодии Вивальди, и лязгание техно-ритмов, в которое они погружены. Иногда кажется — мелодия вот-вот победит и душа нашего гения откроется настоящей, а не считанной с арифмометра истине. Но этого не происходит, и бедняга бесславно умирает под звуки примитивненького ча-ча-ча, пришедшего не из вечности, как Вивальди, а из все той же эпохи пара и электричества с ее глуповатой верой в близость всеобщего благоденствия, в которой застрял наш герой и которую так эффектно пародирует «Красный табак».

 

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7174
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?