Альтернатива Пикалево

Когда у работников назревает конфликт с работодателем, есть два пути его решения. Можно применить силу и, как сотрудники заводов в Пикалево, перекрыть федеральную трассу, чтобы добиться своего. А можно пойти мирным путем и начать долгий и трудный, но подчас более эффективный переговорный процесс. "Труд" выяснил, кому в России удалось договориться с работодателем.

Договориться о выгодных для себя условиях работники могут, заключив коллективный договор. Предложив руководству предприятия подписать такой документ, профсоюзные организации практически не оставляют работодателю путей для отступления: если на переговорах компромисса достичь не удается, у работников есть полное право затевать процесс коллективного трудового спора, а если и его результаты не удовлетворяют, можно идти на забастовку. Подобная игра стоит свеч, потому что коллективный договор на ближайшие несколько лет может обеспечить сотрудников стабильной работой и многочисленными льготами.

Авиадиспетчеры

"Мы заключили коллективный договор с Государственной корпорацией по организации воздушного движения России в 2007 году сроком на три года, - рассказывает заведующий юридическим отделом Федерального профсоюза авиационных диспетчеров Олег Бабич. - Переговоры шли сложно. Был подписан большой протокол разногласий". К компромиссу прийти не удалось, поэтому профсоюз назначил общее собрание работников. Работодатель оказался в тупике: с одной стороны, работа диспетчеров запрещает отрыв от рабочего места. Но с другой, согласно закону, запретить работнику участвовать в собрании нельзя. В конечном счете договор был подписан.

По словам Олега Бабича, коллективный договор авиадиспетчеров предполагает не только базовые нормы труда, такие как система оплаты и охраны труда. Там также прописаны, в частности, гарантии при увольнении и выходе на пенсию: в качестве компенсации сотрудник может получить до шести окладов единовременно. Работники пользуются и другими льготами: у каждого из них есть ежегодная возможность получить авиабилет до места отдыха для себя и ближайшего родственника.

С момента подписания коллективного договора каждые полгода проводилась индексация зарплаты. Она рассчитывалась по формуле и зависела от того, насколько увеличилась прибыль компании. Очередное увеличение зарплаты должно было произойти 1 апреля. Однако работодатель отказался делать это, сославшись на кризис и уменьшение доходов организации.

"Мы знаем, что все не так плохо, как говорит руководство. Поэтому мы решили добиться исполнения этого пункта договора", - продолжает профсоюзный лидер авиадиспетчеров. Начались долгие переговоры. Работодатель обратился с жалобой в прокуратуру: его работники организуют саботаж. Однако прокуратура нарушений не выявила.

История закончилась благополучно для работников: авиадиспетчеры согласились перенести решение вопроса об индексации зарплаты на июль. Взамен работодатель взял на себя обязательство подписать новый коллективный договор на 2010-2013 годы, в котором будут сохранены все льготы и гарантии прежнего соглашения. "Таким образом, сделав небольшую уступку сейчас, мы получили неплохие гарантии на будущее", - подводит итог Бабич.

Моряки торгового флота

Отсутствие коллективного договора существенно осложнило бы работу моряков. "Соглашения помогают отстаивать интересы наших работников в судах. В любом порту мира они имеют силу", - поясняет председатель Балтийской территориальной организации российских профсоюзов моряков Александр Бодня. По его словам, в 1991 году, в период развала Советского Союза, моряки стали очень востребованы, в первую очередь возникла потребность в рабочих руках в зарубежных портах. Тогда же, в 90-е, Российский профсоюз моряков вступил в Международную федерацию транспортных рабочих (ITF). Вступив в ITF, организация обязана руководствоваться принятыми там образцами коллективных договоров. "И это самый верный путь, потому что в этом документе указаны такие вещи, которые больше нечем регулировать: размер оплаты питания, страховки, порядок действий и обязательства в случае травмы или смерти во время рейса", - рассказывает Бодня. Помимо этого теперь четко определены и рабочее время моряков (максимальная продолжительность работы на судне -шесть месяцев), и минимальная зарплата (1675 долларов для матроса первого класса).

Нефтяники и газовики

Работники нефтяной и газовой отраслей - рекордсмены по количеству заключенных коллективных договоров. Ими охвачено 94,4% всех предприятий России. "У наших работников очень хороший набор социальных гарантий и льгот, потому что сама сфера денежная", - рассказывает "Труду" заместитель председателя Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства России Евгений Черепанов.

Наиболее важной и актуальной в условиях кризиса можно считать гарантию из раздела о вопросах занятости. В коллективном договоре нефтяников прописано, на каких условиях происходит высвобождение работников. Работодателю указывается на конкретные меры, например переобучение персонала и отказ от совмещения профессий.

"При переговорах с работодателем важно показать, что для него это тоже выгодно", - продолжает Черепанов. По его словам, заключение коллективного договора приводит к сокращению несчастных случаев на производстве и увеличивает производительность труда. Важно обосновать необходимость соглашения как стимула для сотрудников работать лучше.

Люди

Кто работает по коллективному договору

26 тысяч авиадиспетчеров

70 тысяч моряков торгового флота

1,157 миллиона работников нефтяной и газовой промышленности

Источник: данные профсоюзов

Цифры и факты

Плюсы коллективного договора

2 раза в год проводится индексация зарплаты в Государственной корпорации по организации воздушного движения РФ

6 окладов выплачивается авиадиспетчеру при увольнении или выходе на пенсию

10 средних заработков получают родственники в случае смерти работника нефтяной или газовой компании 3 года - стандартный срок действия коллективного договора

источник: данные компании

Руководство к действию

Как заключить коллективный договор

1. Выборный профсоюзный орган должен оценить экономическую ситуацию на предприятии. Это нужно для того, чтобы выдвинуть работодателю адекватные требования: к примеру, не занизить требования о повышении зарплаты, но и не завысить их. Иначе переговоры могут затянуться и зайти в тупик.

2. На время подготовки документа работники освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка. Заниматься этим они могут не больше трех месяцев.

3. Нужно подать на имя руководства соответствующую заявку. Она должна быть рассмотрена и обсуждена с работниками в течение недели.

4. Если соглашения достичь не удается, проф-союз может начать процесс коллективного трудового спора. Для этого с исковым заявлением нужно обратиться в суд. Если и эти действия не помогают, работники могут организовать забастовку.

5. Чтобы добиться своего и вынудить работодателя подписать выгодный для работников договор, профсоюзу важно иметь сильную поддержку в лице сотрудников организации и быть готовым отстаивать свои права.

Источник: данные юристов, профсоюзных организаций

Ключевые слова

Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России:

- Безусловно, коллективный договор заключать нужно. Универсальные нормы, регулирующие отношения работника и работодателя, закреплены в положениях Трудового кодекса. А вот правила игры, характерные для определенной отрасли, региона, предприятия, должны прописываться именно в коллективном договоре.

К примеру, когда у людей разъездной характер работы, договор может включать в себя нормы командировочных, отличные от общепринятых. Получается, что содержание этого документа шире, он защищает работника в большей степени, дает ему больше возможностей. Коллективный договор - объемный, не двухстраничный документ. Как правило, основные моменты, которые он затрагивает, - это оплата, охрана труда, регулирование рабочего времени и отдыха, а также социальные льготы и гарантии. Когда они сформулированы, начинается переговорный процесс с работодателем. Завершается он либо компромиссом и подписанием договора, либо конфликтом. Требования профсоюзов почти никогда не бывают завышенными. Исходя из практики они чаще заниженные. Споры вертятся вокруг зарплаты и сокращений. А успех зависит от того, насколько сильна конкретная профсоюзная организация, насколько высок ее авторитет в глазах и работников, и работодателя.

Павел Ламбров, адвокат коллегии адвокатов "Николаев и партнеры":

- По сути, коллективный договор позволяет начать переговоры между руководством компании и работниками в цивилизованных рамках. Система оплаты труда, дни выдачи зарплаты, отпуска, социальные пособия, режим труда, перечень должностей с ненормированным рабочим днем - все это можно решить через коллективный договор.

Если сотрудники компании хотят заключить такой договор, то администрация предприятия обязана рассмотреть его, согласовать, утвердить и выполнять. Коллективные договоры обычно заключаются проф-союзами, но также могут быть заключены от имени объединившихся на общем собрании работников.

Для того чтобы заключить коллективный договор, нужно подать работодателю письменную заявку. Согласно закону о коллективных договорах и соглашениях, в течение семи дней он обязан начать переговоры. Есть опасность, что лидеры работников попадут в опалу к руководству. Законом предусмотрено, что представители работников не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без согласия профсоюза или объединения работников. На время подготовки договора специалисты освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (не более чем на три месяца).