На днях в департамент экономической безопасности обратилась продюсер российской версии мюзикла "Notre Dame de Paris" Катерина фон Гечмен-Вальдек и заявила, что, по ее данным, по стране незаконно гастролируют как минимум две актерские труппы с этим спектаклем. По словам продюсера, права на показ мюзикла в России она получила от французской стороны. По условиям контракта спектакль мог быть поставлен только в Москве и только на сцене Московского театра оперетты. Срок действия договора истек в 2004 году, и лицензия с тех пор не продлевалась, однако и после этого часть бывших участников мюзикла, например Светлана Светикова, исполнявшая роль Эсмеральды, в составе двух групп начали гастролировать по стране.
Милиционерам не составило труда собрать доказательства. В образе зрителей они посетили гастроли мюзикла в Воронеже, Туле и Брянске, где купили билеты по цене от 1 до 3 тыс. рублей и сняли на видеокамеру само представление, а также актеров и афиши.
- Афиши обещали настоящих звезд, но на самом деле одна из трупп показывала зрителям неполную версию спектакля, а другая давала концертную вариацию мюзикла, и все это отличалось низким качеством, - признался "Труду" официальный представитель ДЭБ МВД РФ Андрей Пилепчук.
По подсчетам оперативников, чес по России с нелегальным "Notre Dame de Paris" длился около года. Ежемесячно артисты давали около 20 спектаклей, собирая за билет от 500 до 3 тыс. рублей, что приносило им за одно выступление выручку около 1 млн. рублей. Ущерб правообладателей мюзикла может оцениваться от 2 до 10 млн. евро.
Милиционерам удалось остановить незаконные гастроли, вручить актерам предостережения о нарушениях авторских прав, и теперь они решают вопрос о возбуждении уголовного дела по статье "Нарушение авторских прав". Впрочем, есть опасения, что теперь артисты отправятся на чес по странам СНГ.
Мнение
Катерина фон Гечмен-Вальдек, продюсер русской версии "Notre Dame de Paris":
"Это в чистом виде контрафакт"
- Очень жаль, что популярность нашего спектакля так бессовестно эксплуатируется пиратами. Под названием мюзикла "Notre Dame de Paris" и его "концертной" версии людям продают слепленный на скорую руку суррогатный продукт, очень условно напоминающий оригинальную постановку. Причем беспрецедентный случай - билеты по всей стране продают за баснословные деньги, от 1000 до 3500 рублей! По сути, это цена лицензионного спектакля. Мне было трудно поверить, что в этом участвуют наши артисты, но, к сожалению, это оказалось правдой. 13 мая я была вызвана следственными органами в Тулу, где при проведении оперативной проверки по факту совершения преступления на сцене ДК ТОЗ была обнаружена не только наша Эсмеральда - Светлана Светикова, но и некоторые другие известные артисты. А ведь три месяца назад у меня состоялся разговор с организатором тульского представления Галиной Ершовой, я объяснила ей, что права на постановку в России истекли, и то, что у них в городе затевается, в чистом виде контрафакт. Но самое страшное - такое впечатление, что сами исполнители, которых я прекрасно знаю и которые знают меня, отлично отдают себе отчет в том, что делают.
Виктория Морозова-Макарская, певица, продюсер актера Антона Макарского:
"Имя Антона без его ведома поставили на афиши"
- Поначалу мошенники, которые организовали эти спектакли, даже не предлагали Антону в них участвовать. Просто указывали во всей рекламной продукции его имя. Мы ничего и не знали. Но затем пошли звонки от зрителей: почему Макарский не приехал? Я стала объяснять: во-первых, никакой спектакль "Notre Dame de Paris" сейчас в России идти не может, потому что права на него закончились в 2004 году. Насколько знаю, их сейчас нет даже у Катерины фон Гечмен-Вальдек, продюсера русской версии мюзикла. Во-вторых, невозможна гастрольная версия, поскольку мюзикл - сложное представление с большой труппой, декорациями, оборудованием. Там одних тросов для колоколов - 135 штук. Хотите поставить? Пожалуйста, платите 1,5 млн. евро за права, зовите француза-постановщика, собирайте труппу, покупайте оборудование.
Я забила тревогу. И выяснила, что существуют две конкурирующие бригады. Одну сколотил Володя Дыбский, другую - Саша Маракулин. Сам Антон - добрый, мягкий человек, он пытался их понять: ребятам надо как-то зарабатывать:
Но самое удивительное другое. Актеры - наивные люди, но пираты до сих пор гуляют на свободе.