Образ сердца по отношению к МНПЗ напрашивается сам собой. Если дорожная инфраструктура вместе с автотранспортом - это сосудистая система города, то движитель всего - производитель топлива, без которого жизнь столичного организма невозможна.
Решение о строительстве нефтеперерабатывающего завода для нужд Москвы было принято в середине 30-х годов прошлого века. И уже в апреле 1938 года были получены первые тонны бензина. За 68 лет утекло много бензиновых "речек": МНПЗ переработал около 400 млн. тонн нефти.
В 90-е годы на МНПЗ было реализовано несколько крупных проектов, отвечающих стратегическим интересам как города, так и всей страны. К примеру, было построено крупнотоннажное производство нефтяного битума. В 1995 году завершился трехлетний проект реконструкции производства полипропилена, был введен новый комплекс мощностью 100 тыс. тонн в год экологически чистого полимера. Строительство велось итальянской компанией Technimont и было выполнено за счет собственных средств предприятия. В 1996 году завод переоснастил производство и наладил выпуск автобензинов и дизельного топлива, отвечающих требованиям Евро-2.
МНПЗ всегда работал и работает на нужды Москвы, и изменяется он согласно потребностям города. Но можно ли сказать, что это "сердце" сегодня полностью здорово? Конечно же, проблемы существуют; их можно разложить по трем взаимосвязанным плоскостям - экологической, территориальной и экономической.
Экологический аспект актуален всегда. Так, большое значение для улучшения экологической обстановки в бассейне реки Москвы имело прекращение перевозок нефти водным транспортом. Был построен трубопровод для транспортировки нефти, а также продуктопроводы для бензина, керосина и дизтоплива. Со временем неподалеку от завода выросли жилые районы, а потому возникли принципиально иные экологические моменты.
Расположение предприятия в черте города потребовало проведения перманентной модернизации производства. Ввод полипропиленового комплекса позволил снизить техногенную нагрузку на природу в 15 раз. МНПЗ с учетом экологии по мере возможности обновлял оборудование и технологические процессы. Естественно, требовалось и повышение экологичности выпускаемой продукции. В 2002 году завод закончил реконструкцию двух установок, что позволило создать основу для улучшения экологических показателей моторных топлив. В следующем году было подготовлено производство бензинов Премиум Евро-95 и Регуляр Евро-92, отвечающих стандартам Евро-3.
Территориальный аспект в "здоровье" предприятия возник в последние годы, когда город столкнулся с дефицитом земельных участков для жилищного строительства. Все активнее стали распространяться слухи о том, что МНПЗ выведут за черту города и тем самым будет создан резерв для строителей.
Однако появление территориального резерва возможно за счет уплотнения самого производства и сокращения санитарно-защитной зоны МНПЗ. О такой перспективе уже не раз говорилось на заседаниях московского правительства. Но это опять-таки тесно увязано с модернизацией всего производства, повышением его безопасности. Последний момент особенно важен, памятуя аварию 25 мая прошлого года, когда завод был отключен от электроснабжения. Это сразу негативно повлияло на экологическую обстановку в районе предприятия.
В связи с модернизацией возникает вопрос об инвестициях и, конечно же, экономическом здоровье МНПЗ. В советское время завод относился к разряду стратегических производств, а потому государство обеспечивало его финансирование, а следовательно, и развитие.
Даже после акционирования нынешняя власть не оставила предприятие без внимания. Поэтому довольно логичным выглядело распоряжение российского правительства от 1995 года о строительстве на территории МНПЗ комплекса по производству изделий из полипропилена.
По данному распоряжению заводу выделялись квоты на экспорт дизельного топлива и мазута, средства от продажи которых должны были использоваться для строительства. При этом российским правительством МНПЗ были предоставлены таможенные, налоговые и экспортные льготы до 2004 года.
Руководство завода организовало следующую схему по реализации проекта: посредником по продаже нефтепродуктов выступила компания Joy Lud International Distributors (США), а подрядчиком - Fiber Technologies International Ltd. (FTL) (Каймановы острова). При этом оказалось, что у обеих фирм владелец - одно лицо.
Схема работала до тех пор, пока контрольный пакет МНПЗ не был передан в руки Центральной топливной компании, которая проанализировала ситуацию и пришла к выводу, что контракты, заключенные прежним руководством завода с двумя упомянутыми фирмами, крайне невыгодны предприятию. Во-первых, вызывала сомнение стоимость проекта, поскольку вся подготовка к его реализации, сам процесс строительства и поставка оборудования осуществлялись непрозрачным образом. Соответствующим образом не был проведен тендер по выбору подрядчика.
Во-вторых, при заключении контракта необходимо было оценить финансовую устойчивость контрагента и его профессиональный опыт в сфере торговли на нефтяном рынке. Но таких данных на момент заключения контракта не было. В отличие, кстати, от сведений о хорошо зарекомендовавшей себя итальянской Technimont.
К 1999 году поставки нефтепродуктов Joy Lud были прекращены. Эта история так бы тихо и ушла в небытие, но в 2003 году владелец упомянутых компаний развернул судебную тяжбу против МНПЗ. В совокупности сумма требований к заводу достигла почти 0,5 млрд. долларов. Cостоялось уже более двадцати заседаний судов, в том числе и зарубежных. Не вдаваясь в тонкости судебных разбирательств, можно сказать, что американская сторона, по существу, до сих пор так ничего и не выиграла.
И хотя владелец "заморских" компаний грозится, что он за долги обанкротит завод, а затем проведет его реконструкцию, вряд ли стоит говорить о предстоящем "инфаркте" сердца города. Полипропиленовая болезнь для предприятия уже в прошлом, и возвращаться к ней никто не собирается. Позиция акционеров завода четкая: МНПЗ должен развиваться в одном темпе с городом, и ближайшая задача - серьезная модернизация завода, которая позволит не только кардинально повысить безопасность, но и серьезно сократить производственные площади, увеличив при этом выпуск продукции. А поэтому ни о каких посягательствах на стратегическое предприятие и речи быть не может.