На церемонию вручения литературной премии "Национальный бестселлер" в петербургском отеле
На церемонию вручения литературной премии "Национальный бестселлер" в петербургском отеле "Астория" приехали не все члены жюри и даже не все финалисты.
Ну Виктора Пелевина, положим, особо и не ждали. Хотя перед началом торжественной вечеринки прошел шепоток, что автор номинированной на "Бестселлер" "Диалектики переходного периода из ниоткуда в никуда" где-то здесь, но скрывается, как всегда, "за черными очками в пол-лица". Но этот слух не подтвердился.
Не приехал и загадочный Илья Масодов, написавший роман "Черти". Более или менее внятный отказ получен был лишь от Валентина Распутина, автора повести "Дочь Ивана, мать Ивана". Суть отказа прокомментировал для "Труда" известный критик и ответственный секретарь оргкомитета "НБ" Виктор Топоров: "Я могу его понять. Распутин сейчас рекордсмен по количеству премий. Их у него 16, из которых 2 - государственные. Можно позволить себе проигнорировать очередную".
В финал вышла и книга Веры Галактионовой "Крылатый дом". Сама писательница считает ее книгой своей жизни. Победы в "Бестселлере" Галактионова не ждала. "Мои романы - не для всех", - призналась она. Похоже, это почувствовали и члены жюри. Ни один из шести не отдал ей в финале свой голос. Не удостоились внимания и "Черти" загадочного Масодова. Лишь один голос был отдан повести Распутина. Победители прошлогоднего "Бестселлера" рижане Александр Гаррос и Алексей Евдокимов отдали предпочтение роману "Месяц Аркашон" некоего Александра Тургенева.
Но победил - тремя голосами "за" - Виктор Пелевин. Наступившую тишину прервал все тот же Топоров: "Этого стоило ожидать! После того, как Пелевин был выдвинут на премию Аполлона Григорьева и не получил ее, после того вала критики, что обрушилась на него в последнее время, он просто обязан был взять какую-то премию. Подоспела наша".
Будь моя воля, вручила бы все 10 000 премиальных целиком критику Виктору Топорову. Умеет он и дело организовать, и слово сказать. Жаль, романов не пишет.