Объявлен этот конкурс был еще в начале 2002 года. В 2003-м предполагалось уже "запустить стройку". Тем более что недостатка в проектах не было: их представили 5 российских и 6 зарубежных групп. Однако разразился скандал. Городская общественность чуть ли не в штыки восприняла саму идею преобразования исторического центра Петербурга. Со времен знаменитого Карло Росси, то есть с начала ХIХ века, старые застройки не претерпевали в этом районе города столь значительных преобразований, которые задумал при поддержке Министерства культуры художественный руководитель театра Валерий Гергиев.
Сама старая добрая Мариинка на Театральной площади остается при этом нетронутой. Со второй сценой ее должен соединить мост (или тоннель), проложенный над (под) Крюковым каналом. Полной перестройке подвергнется квартал "Литовского рынка" (самого рынка нет уже сто лет, на его месте жилые дома, школа, Дворец культуры). Первоначально жюри конкурса отдавало предпочтение американскому архитектору Эрику Моссу, мастеру весьма экстравагантных конструкций. Он предложил возвести стеклянный куб высотой 68 метров. Это примерно с 17-этажный дом. А в историческом центре северной столицы дома, по принятым в Петербурге нормам, не должны превышать 42 метров. Да и сам куб, по мнению многих специалистов, выглядел бы уж очень странным на фоне соседних классических построек. К тому же проект Мосса предусматривал "захват" еще двух кварталов - Гвардейского флотского экипажа и знаменитой Новой Голландии.
В результате контракт на строительство второй сцены был подписан в конце минувшей недели не с американцем Моссом, а с французом Перро. Изменения претерпела и смета. Согласно уточненным данным, на все работы потребуется не 100 миллионов долларов, как предполагалось, а 200 миллионов евро. Под строительство отводится территория площадью 13 000 квадратных метров. Зрительный зал будет вмещать 2000 человек (для сравнения: старая сцена - 1700). Счастливый архитектор заявил, что "петербуржцы обижены его работой не будут", а "в благодарность за любовь" он обещает оборудовать в Новой Мариинке также галерею искусств, которая будет работать всем на радость и днем, и ночью.