КУРДЫ СДЕЛАЛИ СВОЙ ВЫБОР

Приговоренный к смертной казни лидер Курдской рабочей партии (КРП) Абдалла Оджалан еще во время суда над ним обратился к турецким властям с призывом решить курдскую проблему мирным демократическим путем. КРП прекратила боевые действия и вывела из Турции все свои отряды. Однако турецкая армия продолжает против них операции уже на территории Северного Ирака. "Боевые действия, - ответил на вопрос "Труда" по этому поводу представитель Народно-демократического союза Курдистана в СНГ Рустем Джуди, - Турция ведет в основном военными коммюнике в расчете прежде всего на внутриполитическое потребление. Нас гораздо больше беспокоит отклик на наши мирные инициативы, ведь в Курдском национальном движении начался принципиально новый этап". О нем курдский представитель и рассказал нашему корреспонденту.

- В условиях биполярного мира и "холодной войны" мы вели борьбу за наши национальные цели революционным вооруженным методом. И тогда просто не могли ее представить себе иной. За последнее десятилетие мир кардинально изменился. То, что было закономерным и справедливым до этого, потеряло смысл. После глубоких раздумий мы пришли к выводу, что традиционные методы и средства исчерпали себя, что нужно вносить серьезные изменения в тактику и стратегию нашего движения.
Если раньше идея самоопределения 40-миллионного курдского народа ассоциировалась с созданием собственного независимого государства в районах его компактного проживания на стыке Турции, Ирака, Ирана и Сирии, то теперь с ней связываются надежды на то, что курды могут получить свои национальные права в рамках существующих государств. Процесс переосмысления ориентиров и средств ускорил широкий заговор с целью захвата нашего лидера Абдаллы Оджалана.
Если ХХ век был веком социальных революций и национально-освободительных движений, то век XXI, мы убеждены, станет веком демократии и прав человека, высоких технологий, бурного развития науки и коммуникаций. Все это видоизменит государственные и политические институты в сторону преуменьшения их роли.
Исходя из этого, Курдская рабочая партия выступила с инициативой развертывания демократического процесса в курдском движении и в самой Турции, которая, стремясь к членству в Евросоюзе, не может не соблюдать международно принятых демократических норм. Да и курдская общественность настолько политизировалась, настолько прониклась демократическими ценностями, что все это дает нам повод для оптимизма. Ведь решение курдского вопроса невозможно отделить от развития общего демократического движения в Турции, но в то же время это и чисто национальный вопрос, поскольку курды разделены между четырьмя государствами.
На седьмом чрезвычайном съезде КРП в январе этого года был принят Мирный план решения курдской проблемы. Его основные положения можно сформулировать так: отказ от насилия, всеобщая амнистия, курс на диалог, взаимные компромиссы во имя примирения на основе признания национального статуса курдского народа, создание атмосферы доверия и стабильности, содействие дальнейшей демократизации общественно-политической жизни Турции, разработка программы восстановления разрушенного за 15 лет войны хозяйства в курдских районах. Мы рассматриваем жизнь и свободу нашего лидера Абдаллы Оджалана, томящегося ныне в турецкой тюрьме, как гарантию реализации мирного плана.
Мы извлекли уроки из прошлогоднего ареста нашего лидера. Не секрет, что суть этого международного заговора во главе с правящими кругами США - взять все курдское национальное движение под контроль, маргинализировать КРП, подчинить ее с помощью шантажа. Но все эти расчеты оказались построенными на песке. Если Оджалан еще жив даже после вынесения ему смертного приговора, то это потому, что за ним стоят мощная вооруженная организация и массовое политическое движение.
Переходный период к миру и демократии, как мы ожидаем, будет весьма сложным. Новый президент Турецкой республики Ахмед Сезер говорит о необходимости привести турецкие законы в соответствие с международными правовыми нормами. Он же говорит и о свободе пользования курдским языком. И это настраивает нас на оптимистический лад. Но мы не будем сидеть сложа руки и ждать, когда Евросоюз повлияет на Турцию в позитивную сторону. Мы будем стремиться создать де-факто курдское демократическое гражданское общество. Путем кропотливой политической работы будем охватывать и организовывать все слои населения - женщин, молодежь, крестьян, военных, тех, кто пострадал в войне, семьи погибших и заключенных. Мы будем всемерно помогать легальной курдской партии - Народно-демократической (НДП), которая, как мы надеемся, тоже будет перестраивать свою работу и укреплять связи с демократическими силами Турции. На прошлых парламентских выборах НДП могла завоевать 30 депутатских мандатов, но ей не удалось перешагнуть 10-процентный барьер поданных за нее голосов в масштабе всей Турции, и в результате она не получила ни одного мандата. Но на всех муниципальных выборах в курдских районах неизменно побеждают наши кандидаты.
Сегодня складываются благоприятные условия для взаимодействия с турецкими демократами. Например, в Стамбуле легально действует Научно-исследовательский курдский институт, успешно работает культурный центр "Месопотамия", выходят курдские газеты, скажем, "Азади велат". НДП намерена на следующих выборах блокироваться с Народно-республиканской партией Турции во главе с Денизом Байкалом. Это может привлечь к сотрудничеству другие партии и обеспечить успех.
Однако мы считаем, что решать курдский вопрос надо не только в рамках государств, где проживают курды, но и на международном уровне. Видимо, необходим созыв представительной и авторитетной международной конференции, которая гарантировала бы права курдов, где бы они ни жили. И в этом деле нам очень хотелось бы рассчитывать на поддержку России, которая всегда с пониманием и сочувствием относилась к борьбе курдов за свои права.