Отечественную магистральную систему трубопроводов не зря называют "палочкой-выручалочкой" российской экономики. Это одна из немногих производственных сфер, которой наша страна еще может гордиться. Достаточно сказать, что такой концентрации мощностей, таких крупных инженерных сооружений, как в России, нет нигде в мире. По трубопроводной системе транспортируется 100 процентов природного газа, около 90 процентов добываемой нефти и почти 50 процентов продуктов нефтепереработки. Экспорт углеводородов тоже обеспечивается в основном за счет энергетических магистралей.
Долгое время надежность трубопроводного комплекса страны не вызывала тревоги. Но в последние 10 лет ситуация изменилась: за эти годы практически не проводилось не только капитального ремонта систем, но зачастую даже диагностических работ. А ведь почти половина нефтепроводов и свыше 30 процентов газопроводов близки к окончанию амортизационного срока эксплуатации. Поэтому уже сегодня требуется масштабная и затратная работа по диагностике, капитальному ремонту и реконструкции трубопроводных систем всех видов. Иначе, отметил председатель Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко, через 2-3 года мы придем к абсолютно критической ситуации.
Только в одном Ханты-Мансийском автономном округе - углеводородном Клондайке страны - в прошлом году произошло 743 аварии, в результате которых нанесен громадный экономический и экологический ущерб. Главная причина прорывов - коррозия металлов. К сожалению, подобные ситуации наблюдаются во многих регионах: в последние два года аварийность на нефтепроводах составляет 0,06 случая на 1000 километров, на газопроводах она колеблется от 0,21 до 0, 26 на 1000 км.
Надо понимать, сказал председатель Нижневартовского межрайонного комитета по охране окружающей среды Николай Крупинин, что гарантия безопасности трубопроводов - это не что иное, как гарантия национальной безопасности. И с учетом необходимости инвестиций в эту производственную сферу надо скорректировать тарифную и налоговую политику государства.
Это мнение поддержала советник ОАО "Газпром" Лира Розенова. Она подчеркнула, что государственная политика в отношении крупнейшей газовой компании привела к тому, что из-за трехлетней "заморозки" цен Газпром потерял 135 миллиардов рублей. А если добавить к этому 117-миллиардный долг потребителей и тройное налогообложение, то можно понять, насколько тяжело компании изыскивать средства на производственные нужды, в том числе и на содержание газопроводов. Вместе с тем Газпром, по мнению председателя подкомитета Госдумы по трубопроводному транспорту Рифхата Шакирова, сумел сохранить в должном состоянии Единую систему газоснабжения, которая изначально создавалась как взаимосвязанный технологический и организационный комплекс. Этот принцип единства при внедрении передовых технологий, соблюдении принципов надежности и экологической безопасности энергетических трасс должен определять строительство новых магистралей.
Сегодня у нас эксплуатируется 217 тысяч километров магистральных, 300 тысяч промысловых и 385 тысяч километров газораспределительных трубопроводов. И протяженность трасс будет расти. Связано это с разработкой новых месторождений, газификацией регионов, расширением внешних энергетических рынков.
Правда, решать многие задачи по строительству, реконструкции и замене трубопроводов очень нелегко, поскольку, во-первых, нет единой системы управления созданием трубопроводного транспорта, а во-вторых, отсутствует законодательная база, закрепляющая место и роль трубопроводных систем в экономике страны.
Так что пока волшебная палочка экономического благополучия страны - в руках чиновного люда. Когда и как она заработает, во многом зависит от них.