Как создается прецедент узаконенной «достройки снизу» памятника архитектуры
В Москве нет готической архитектуры, но есть поэтичная, порою мистическая неоготика. Этот стиль увлекал многих зодчих, начиная от великого Василия Баженова. Больше века, с конца XVIII столетия вплоть до 1917 года, в России возводились башни, замки и храмы, имитирующие затейливые строения европейского Средневековья. Но как еще при Екатерине II не повезло творениям Баженова, возведенным в усадьбе Царицыно, так и сегодня бурные воды нашей суровой реальности захлестывают наследие мас-теров неоготики. То сгорит, то обрушится, то подвергнется варварской перестройке. Тучи сгустились теперь над замком барона Кнопа, расположенным в самом центре столицы — в Колпачном переулке.
Хранящий в своем названии память о давних обитателях — умельцах мастерить головные уборы (колпаки), переулок сбегает с холма. Чтобы найти дорогу сюда, в сердце Белого города, нужно вспомнить знаковый адрес из теплой, уютной, интеллигентской столицы — Покровские ворота. Правда, в популярном фильме это место — еще и символ уходящей натуры:
На небольшом пространстве здесь сконцентрировано множество зданий, наделенных почетным статусом «памятник архитектуры». Иные даже федерального значения. Старожилы охотно покажут вам Палаты Мазепы и бояр Долгоруковых. Этот подлинный жилой дом XVI века легенда, пусть и ошибочно, связывает с именем Малюты Скуратова.
В допетровское время древний район Первопрестольной населяли ремесленники, позже там появились великокняжеские усадьбы. Живописный пейзаж — белокаменные палаты, церкви, особняки — позволяет ощутить связь сегодняшней Москвы с историческим городом, уходящим от нас все неумолимее. Казалось бы, ни у кого сомнений нет, надо хранить следы промелькнувших веков. Но... Старинные дома стоят на дорогой земле и сами по себе рассматриваются чаще как ресурс, чем как памятники.
Заложником потребительского отношения к старине стал и дом № 5 в Колпачном переулке. О, это не просто дом — это замок, что в Москве большая редкость. Причем выстроен он в стиле Тюдоров — это делает его совсем раритетным даже на фоне богатого наследия историзма — архитектурного стиля, которому служили источником вдохновения различные эпохи прошлого. Рядом с творениями знаменитых зодчих Ухтомского, Каминского и Кекушева замок барона Андрея Кнопа ничуть не проигрывает. Напротив, он стал визитной карточкой квартала.
Архитектор Карл Трейман решил главный дом усадьбы в духе романтических замков Англии, снабдив его всеми атрибутами: «крепостной башней», островерхими завершениями — «щипцами», щитами баронских гербов на фасаде. В стиле английской готики выдержаны и интерьеры, на удивление хорошо сохранившиеся, несмотря на пребывание в доме советских учреждений. Здание построено в 1901 году, но имеет богатое прошлое: здесь работал председатель ГОЭЛРО Георгий Кржижановский, а с 1936-го обосновался Московский обком комсомола. Мемориальная доска сообщает, что в 1941-м отсюда ушли на фронт Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская и Мария Поливанова...
В середине 1990-х усадьбу подвергли качественной научной реставрации, подправив фасады и интерьеры. По сей день здание в хорошем состоянии. Но, похоже, оно кажется тесным сегодняшнему владельцу — ООО «Глобал Риэлти», учредителем которого является кипрский офшор.
По сведениям движения «Архнадзор», дом Кнопа может ожидать еще одна то ли реставрация, то ли, скорее, реконструкция, которую маскирует осторожный термин «приспособление». Департамент культурного наследия Москвы поместил на своем сайте акт экспертизы, согласно которому допустимо увеличение площадей за счет изменения конструкции крыши (а она включена в предмет охраны памятника) и оборудования новых окон в кровле. Более того, обоснована и возможность «достройки дома снизу».
Эксперты признали возможным понизить уровень земли на одном из фасадов на 3,4 метра, а также достроить снизу новые стены из монолитного бетона (на глубину 5,6 метра) и прорубить в этих стенах дополнительные окна и двери. В результате нынешний цокольный этаж здания превратится сразу во второй этаж! А современные архитекторы без колебаний заново выстроят первый этаж. Нет сомнения, что новодел грубо исказит один из лучших в России неоготических фасадов.
«По всей видимости, готовившие проект архитекторы осознают, что существующая конструкция здания может не выдержать столь радикальных манипуляций с фундаментом, — утверждают градозащитники. — Скорее всего, именно этим объясняется одобренное экспертами желание проектировщиков заменить или усилить значительную часть перекрытий здания». При этом замена или усиление перекрытий неминуемо нанесет урон подлинности дошедших до нас ценных интерьеров.
Опасность подстерегает дом и из-под земли: когда-то у барона был пруд, он находился в бассейне реки Рачки. Еще в XIX веке спрятанная в трубу, она протекает поблизости. Гидрологическую экспертизу нынешние владельцы усадьбы не провели, однако собираются заглубить фундамент. Дряхлый коллектор давно развалился, и при строительных работах воды могут прорваться и размыть фундамент хрупкого старинного здания, не рассчитанный на такие нагрузки.
Но и это еще не все: аппетиты собственников не ограничиваются лишь замком Кнопа. Из актов государственной историко-культурной экспертизы, опуб-ликованных Мосгорнаследием, явствует, что обоснованы масштабные работы на других строениях усадьбы, а также в соседней усадьбе Четверикова — Федора Кнопа по адресу: Колпачный переулок, 7. Это тоже памятник архитектуры, причем в его основе — здание XVIII века. Тем не менее владельцы намерены и там провести «приспособление для современного использования». Более того, по их задумке, планируется превратить в единый комплекс два ансамбля, возведенные разными зодчими в различных стилях.
P.S. Помните картину в финале фильма «Покровские ворота»? Чугунная баба крушит старые дома. Сегодня памятники гибнут под ковшом экскаватора, если им не повезло с охранным статусом. Однако опасность подстерегает и охраняемые объекты. Если нельзя, но очень хочется, то можно... И с иезуитской ловкостью, с помощью различных уловок, искажается исторический облик старинных зданий. Тихой сапой, под флагом «приспособления», в замке Кнопа владельцы хотят переделать крышу, добавив слуховые окна, снести внутренние перегородки, поменять декор интерьера: Хотя все это противоречит закону об охране памятников.