В российский прокат выходит фильм «Ку! Кин-дза-дза» - мультипликационный римейк культового фильма 1986 года
«Нет лет», — утверждает Евгений Евтушенко и в свои 80 продолжает писать потрясающие стихи, по которым в Театре на Таганке нынче готовится спектакль. «Нет лет», — вторит ровесник Евтушенко Александр Митта, заканчивая работу над фильмом о Малевиче и Шагале. «Нет лет», — соглашается с ними Георгий Данелия и в 82 года: дебютирует в качестве режиссера анимации. Завтра фильм «Ку! Кин-дза-дза» — мультипликационный римейк его культового фильма 1986 года — выходит на экраны.
Семь долгих лет шла работа над этим фильмом. Кончались финансы, зарплата, терпение. Неизвестно откуда вновь возникали терпение, энтузиазм, деньги. Рывок — пауза. Пауза — рывок. На окончательном этапе к работе над фильмом подключились продюсеры Леонид Ярмольник, Сергей Сельянов, Константин Эрнст, работа пошла бойчее.
В итоге небольшая команда аниматоров во главе с Данелией сотворила чудо: сделала фильм, над которым в Голливуде трудились бы сотни людей.
Впрочем, всех этих финансовых мук на экране не видно. Перед нами — вдохновенное творение мастера, отлитое в безупречную форму. Строго говоря, назвать новую картину Данелия римейком — значит обидеть режиссера. Это абсолютно самостоятельное произведение, использующее лишь общую сюжетную канву старого фильма. Но даже и здесь есть новации: вместо советского работяги дяди Вовы (Станислав Любшин) и ученика техникума Гедевана (Леван Габриадзе) на планету Плюк попадают всемирно известный музыкант Владимир Чижов (его с неповторимыми модуляциями голоса озвучивает Николай Губенко) и диджей Анатолик (Иван Цехмистренко). А вместо скрипки в невероятных приключениях землян в космосе фигурирует виолончель, которую, впрочем, обитатели планеты Плюк не отличают от скрипки...
Сознаюсь: бесконечно любя кинематограф Данелии, я никогда не был фанатом фильма «Кин-дза-дза!». Сказать честно, вообще не очень понимал, какой, говоря сегодняшним слогом, месседж зашифрован в этом местами смешном, местами замысловатом, но энигматичном кино. Новый фильм прояснил и укрупнил замысел, договорил то, что раньше было дано намеком, абрисом. Более того, выяснилось, что старая «Кин-дза-дза» почти 30 лет назад точно спрогнозировала то «время и место», в котором мы самым драматическим образом оказались нынче.
Планета Плюк, на которую попадают герои, — это уже не туманное фантастическое будущее, это наше с вами настоящее. «Это наша родина, сынок». С выжженной, загаженной землей и нехваткой чистого воздуха. С готовыми упасть и развалиться на куски ржавыми летательными аппаратами. Со всеобщим отчуждением людей. С делением на бесправных пацаков и вельможных чатлан в малиновых штанах. С продажными эцилоппами-полицейскими, готовыми упечь невинного в кутузку. С милыми душе плюкан-шлягерами типа «Мама, мама, что я буду делать» вместо божественных мелодий Моцарта или Рахманинова. С убогим словарным запасом обывателей, где для обозначения самых сложных явлений жизни хватает двух слов — «Кю» и «Ку». Наконец, с правителями Плюка, которые живут на другой планете, в некоем благостном оазисе, который даром что не называется в фильме Туманным Альбионом или Прекрасной Швейцарией...
Американская, да уже и наша анимация приучили нас, что мультики — это смешно, забавно, это развлечение. Мультфильм Георгия Данелии — это серьезно, концептуально, это глубокое размышление о нашей цивилизации. Вряд ли он будет понятен современным тинейджерам, оккупировавшим нынче кинотеатры. Но для вдумчивого зрителя он может стать приобщением к уникальному художественному миру Георгия Данелии, к неисчерпаемым возможностям современной анимации. Ку!