Что делать, если машина получила травму по вине дорожников

Оттаивают грехи содержателей улиц и автотрасс. Ремонтники пытаются их устранять, однако от этого езда не становится менее опасной. Влететь колесами в яму, выбоину, открытый люк, которые не отмечены опознавательными знаками, очень даже просто. За ремонт изувеченных машин чаще всего платят водители - одни не хотят связываться с настоящими виновниками ДТП, другие не знают, как заставить их возместить ущерб.

Когда ремонтники несут ответственность

В западных странах ущерб, понесенный в ДТП, к которому привел любой изъян на асфальте, оплачивается теми, кто следит за дорогой. И только в нашей стране установлены размеры путевых "неровностей", при которых виновными в аварии дорожников не признают. Итак, максимально допустимые размеры ям, выбоин, просадок полотна составляют по длине 15 см, по ширине - 80 см, по глубине - 5 см. Все дорожные изъяны, которые больше хотя бы по одному параметру, полагается огородить или обозначить спецзнаками "Неровная дорога", "Опасный участок", "Дорожные работы" или чем-то другим. Открытых люков вообще быть не должно. Чтобы добиться возмещения ущерба, полученного вашей машиной из-за чьего-то ротозейства, надо твердо запомнить: любое отступление от указанных размеров влечет за собой административную или даже уголовную ответственность для должностных лиц, руководящих ремонтными работами или ведущих реконструкцию дорожного полотна.

Убедите ГАИ

Как ни странно, многие гаишники не склонны считать наезд авто на колдобину или попадание в промоину дорожно-транспортным происшествием. Потому и вызвать их на место аварии проблематично: заниматься пустяками они, видите ли, не хотят, а иные выезжают только тогда, когда пострадавший обещает "не остаться в долгу" за справку о ДТП. Чтобы убедить гаишников, при вызове надо сослаться на федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Там четко прописано: если есть материальный ущерб, который возник в результате движения, а тем паче нанесен урон здоровью людей, то налицо ДТП. Значит, и присутствие инспекторов обязательно.

Опытные водители нередко сгущают краски. Например, при вызове сотрудников ГИБДД говорят, что после удара у них сильно кружится голова, что машина повреждена до неузнаваемости и так далее. Думаю, тут все средства хороши, поскольку без справки ГИБДД, в которой, кстати, указываются повреждения, полученные машиной, никакого возмещения ущерба не добиться.

И еще надо помнить, что в управлениях ГИБДД имеются инспекторы, которые следят за состоянием дорог. Они знают все не только о ямах, лужах и прочих пакостях, но и о тех, кто несет ответственность за этот участок трассы. Ведь вам этих ответственных придется искать. Тем автовладельцам, у кого есть КАСКО, стоит вызвать страхового комиссара.

Не теряйте времени

После ДТП необходимо остановиться, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ. Пока инспекторы едут, нужно найти свидетелей аварии, в качестве которых могут выступить проезжающие мимо водители. Возьмите их адреса, телефоны. Однако можно пригласить и знакомых, живущих поблизости. Не обязательно, чтобы они были рядом с вами в момент наезда на колдобину. Очень хорошо, если кто-нибудь привезет фотоаппарат - на фотографиях должно быть видно, что никаких спецзнаков у злополучной ямы нет. Ремонтники ведь запросто могут поставить знак и позже. Кроме того, на снимках должно быть изображение самой ямы. Нет под рукой фотоаппарата - составьте схему и дайте подписать ее свидетелям.

При составлении протокола гаишниками следите, чтобы вам не вписали, будто ДТП произошло из-за того, что "водитель не справился с управлением". В протоколе должно быть сказано, что причиной ДТП является плохое состояние дороги, должны быть перечислены ее изъяны.

Поиск виновника

Если инспектор ГИБДД не сказал, какая организация отвечает за состояние дороги, то придется искать ее самому. Сведения о ремонтниках есть в местной администрации. Если там их не дают, то вы вправе требовать возмещения ущерба от самой администрации, которая "правит" данной территорией. Можно обратиться и к прокурору, но это стоит делать только тогда, когда последствия ДТП носят уголовный характер: ущерб больше 50 тысяч рублей или есть сильно пострадавшие.

Перед тем как требовать возмещения ущерба, нужно сделать независимую автотехническую экспертизу и провести оценку стоимости ремонта. На осмотр нужно пригласить телеграммой (ее сохранить) представителей организации, которая отвечает за дорогу с колдобиной, дабы лишить их возможности ссылаться на то, что осмотр автомобиля проводился без них и они с ним не согласны.

Когда идти в суд

Некоторые дорожные конторы стараются не доводить дело до суда, если сумма ущерба не очень велика, и компенсируют убытки. Но так бывает не всегда. Значит, надо подавать в суд по месту ДТП. Туда надо представить кроме иска все квитанции - за проведение экспертизы, телеграмму, эвакуацию авто и так далее. Если вы пострадали сами или травмы получили пассажиры, то все затраты на лечение также должны быть документально подтверждены. И не забудьте снять копии со всех документов. Не поленитесь прочитать главу 59 ГК РФ "Обязательства вследствие причинения вреда". Тогда вы поймете, что закон защищает вас почти со всех сторон.

Остается добавить, что в 2008 году из-за плохого состояния дорог произошло 39 087 ДТП. В них погибли 5799 человек и ранены 48 440. К сожалению, никто не посчитал, какой ущерб от искореженных на буераках машин понесли россияне.

Профессиональные водители советуют

1. Чтобы на скорости без ущерба для авто переехать кочку, "лежачего полицейского", небольшую яму, надо за 30-50 см до препятствия резко нажать на тормоз, не сбавляя при этом газа. Нос вашей машины опустится вниз, амортизаторы сожмутся и тут же растянутся. Произойдет это как раз в тот момент, когда передние колеса попадут на бугорок. То есть они пройдут его без лишней нагрузки. Это значит, что не пострадают ни амортизаторы, ни диски колес, ни другие детали ходовой.

2. Чтобы приподнять левую или правую сторону авто над ямой или даже открытым люком, надо резко, не сбавляя скорости, крутануть руль вправо или влево (в сторону препятствия), а затем так же резко поставить руль прямо. Центр тяжести машины переместится на секунды на одну из сторон, а вторая приподнимется и как бы повиснет в воздухе. То есть пройдет над ямой безболезненно. Эффект от приема будет обязательно, если потренироваться где-нибудь за городом, но не на трассе.

3. Не держите ногу на педали тормоза в то время, когда проходите разные неровности на дороге. Тормозите перед ними. Если вы делаете это на кочках и колдобинах, то ставите в рабочее положение узлы тормозной и ходовой систем, а это чревато поломками. "Расслабленные" узлы страдают меньше.