НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ

На российские экраны вышел британский фильм "9 песен" - безусловный эротический хит сезона, один из самых скандальных проектов последних десятилетий. Эта лента произвела переполох на чинном Каннском кинофестивале, где журналисты устроили режиссеру подлинную обструкцию. Некоторые обозвали "9 песен" обыкновенной порнографией, так что режиссер Майкл Уинтерботтом, бывший до того любимцем европейской критики, вынужден был даже оправдываться.

"Кино, которое принято снимать сейчас, - это пустышки. Книги, которые мы читаем, полны ханжества. Все предпочитают избегать откровенных сексуальных сцен, а ведь они порой составляют основу любовных отношений. Не стоит воспринимать этот фильм как порнографию, я показал историю любви, что бы ни говорили критики". Так в запале комментировал свое новое творение известный британский режиссер, прогремевший картинами "Поцелуй Баттерфляй", "Я тебя хочу", "В этом мире" ("Золотой медведь" Берлинского кинофестиваля). В предыдущих его фильмах тоже порой возникали весьма откровенные эротические мотивы, но такого сексуального напора никто от него, конечно, не ожидал, что и вызвало столь оживленную перепалку между режиссером и кинематографической общественностью.
Картина скроена просто, если не сказать, примитивно: молодые герои (ему 30, он ученый-гляциолог, исследующий Арктику, она - "отвязная" американская студентка) знакомятся на концерте рок-группы. Музыка гонит драйв по их молодым жилам, и вот уже "сладкая парочка" оказывается в постели. Фильм, в сущности, окажется чередованием этих двух компонент: достаточно уныло снятых концертов британских групп, которые поют, как водится, про любовь, и изобретательно срежиссированных постельных сцен, равных по смелости которым в мировом кино просто не было, если, конечно, не брать в расчет сугубую порнографию. Но "9 песен" - это не порнография. Так, в частности, решили суровые цензоры британского кинематографического совета, которые посчитали, что откровенные сексуальные сцены в ленте "оправданны с точки зрения контекста", и разрешили показывать ленту лицам старше 18 лет. С ними охотно солидаризировались легкомысленные французы, совершившие когда-то на экране подлинную сексуальную революцию многочисленными похождениями Эммануэли. А уж к ним, в свою очередь, примкнули наши кинематографические чиновники, выпустившие ленту в российский прокат.
Между тем 18-летние отроки и отроковицы, не вкушавшие еще радостей плотских отношений, да и, подозреваю, люди постарше могут быть поистине оглушены фильмом. Об этом честно предупреждал актер Киран О'Брайен на том же Каннском кинофестивале: "Даже если вы уже знаете, насколько откровенными будут сцены, и идете смотреть его, вы все равно будете шокированы". Да и как не быть шокированным, добавим мы от себя, если герои занимаются сексом каждую экранную минуту и везде, где их застает зов распаленной плоти: в постели, в ванной, на кухне, на полу, лежа, стоя, сидя, в полусне, с завязанными глазами, с привязанными к спинке кровати руками etс... Это какая-то антология секса, кинематографическая Камасутра. Герои почти не говорят: они только преимущественно блаженно стонут, рычат, мычат, в перерывах между соитиями торопливо перекусывают, нюхают травку, совершают нехитрые гигиенические процедуры - и опять отдаются горячему нетерпению тела.
Причем тела актеров, которые, по сути, в ряде сцен превращены в порнонатурщиков, показаны без стыдливых драпировок: то, что раньше принято было в кино прикрывать простынками или остатками одежонки, явлено нынче во всей своей наготе - прекрасной или бесстыдной - это уже судить зрителям... От однозначного приговора "порнография" "9 песен", на мой вкус, спасает только то, что фильм при всей своей откровенности не ориентирован на возбуждение (которое и есть одно из родовых свойств порнографии). Виной тому - эстетская манера съемки, когда "запретные" части тела то подсвечиваются особым волшебным светом, то растушевываются, то мягко уходят в тень - культура изображения в фильмах Уинтерботтома всегда на высоте.
Хуже у него, как мне кажется, с многовековой культурой любви. Не хочется говорить банальности, но подлинная любовь - это ведь не только яростные содрогания плоти, но и особое томление души, волнение сердца, "заболевание нежностью", как определил это высокое чувство один мудрец. Сведя свою кинематографическую "историю любви" только к чувственным радостям, а подчас - к унылой постельной гимнастике, режиссер, как мне кажется, обеднил замысел фильма. И потому, несмотря на скандальное содержание, "9 песен" не вызвали в нашем отечестве ажиотажа - видел своими глазами, как посреди, извините, полового акта, разворачивающегося на экране, публика покидала зал. Оно и понятно: для тех, кто любит "погорячее", фильм, видимо, пресноват. А для истории подлинной любви - прямо скажем, жидковат, мелкотравчат.