СИДЕЛ, ПОКА НЕ ОБЪЯВИЛАСЬ "ЖЕРТВА"

Драму Шэ Сянлиня из провинции Хубэй, что в Центральном Китае, впору уподобить то ли сюжету

Драму Шэ Сянлиня из провинции Хубэй, что в Центральном Китае, впору уподобить то ли сюжету голливудского триллера, то ли китайской версии истории графа Монте-Кристо. Осужденный к длительному лишению свободы за убийство своей жены, этот 39-летний китаец вышел из тюрьмы через 11 лет - после того, как якобы загубленная им супруга неожиданно объявилась в родном уезде со своим новым мужем и десятилетним сыном...
Все началось в 1994 году с внезапного исчезновения жены Шэ, страдавшей нервным расстройством и прилюдно устраивавшей ему бурные сцены ревности. Спустя некоторое время на дне водоема близ его родного городка обнаружили полуразложившийся женский труп. На мужа сразу пало подозрение в умышленном убийстве, несмотря на отсутствие всяких доказательств того, что обезображенное до неузнаваемости тело принадлежит его пропавшей "половине". Родственники по линии жены нисколько не сомневались в личности преступника и развернули мощную агитацию земляков за суровое наказание "изверга".
Поначалу Шэ упрямо настаивал на своей невиновности, однако бесконечные допросы с применением жестких методов воздействия достигли цели - в конце концов он сломался морально и физически и сделал "чистосердечное" признание. В ту пору в Китае шла очередная кампания по искоренению уголовщины, и местный суд, не утруждаясь долгим разбирательством, приговорил "женоубийцу" к смертной казни. Однако провинциальный суд ввиду отсутствия очевидных улик и слабой доказательной базы не спешил с утверждением столь сурового вердикта и в 1998 году заменил "вышку" на 15 лет тюремного заключения.
За годы, проведенные за решеткой, мать Шэ не выдержала потрясения и умерла, оставшейся на попечении родственников дочери пришлось бросить школу, а старший брат безуспешно пытался докопаться до истины и оправдать невинно осужденного. Немало горя за годы пребывания в неволе хлебнул и сам бедолага, вышедший из тюрьмы форменным инвалидом.
"Воскресшая" жена Шэ, как выяснилось уже сейчас, ушла из дома с намерением начать новую жизнь. Не сказав никому ни слова, она отправилась в восточнокитайскую провинцию Шаньдун, где излечилась от болезни, вышла замуж за одного из местных крестьян и родила мальчика. Через 11 лет решила наведаться в родные места и с великим изумлением узнала о печальных последствиях своего исчезновения для бывшего супруга.
Впрочем, по мнению многих экспертов, Шэ еще повезло, что все так обошлось, - могло быть гораздо хуже. Его "липовое" дело - далеко не первый случай вопиющих нарушений норм и следствия, и судопроизводства в КНР. Решением народного суда провинции Хубэй всем нижестоящим судебным инстанциям вменено в обязанность досконально изучить процесс 11-летней давности и сделать надлежащие выводы во избежание повторения подобных случаев. А сама жертва судебного произвола намерена не только получить солидную материальную компенсацию за перенесенные страдания и вычеркнутые из жизни долгие годы, но также добиться привлечения к ответственности и строгого наказания всех причастных к несправедливому осуждению.