Многие остались в недоумении: кто же поставил под сомнение этот факт? В сюжете не было сказано, что этот телерепортаж, подготовленный по настоянию руководства Украинской православной церкви (УПЦ), был своеобразным опровержением клеветнических домыслов раскольнической церкви Киевского патриархата. Они были озвучены в январе с трибуны парламента. Нардепы из числа национал-патриотов заявили, будто УПЦ передала 17 мощей преподобных отцов Киево-Печерских, включая и мощи богатыря Ильи Муромца, в строящийся храм святителя Димитрия в г.Ростов-на-Дону. Фракция "Наша Украина" даже потребовала от Верховной Рады обратиться к Генеральной прокуратуре с требованием о возбуждении уголовного дела по этим фактам.
- Мощи угодников Киево-Печерских, - сказал тележурналистам наместник лавры епископ Павел, - пребывают и будут пребывать во веки в нашей святой обители. Частички мощей наших преподобных есть во всех Поместных православных церквах, многих епархиях, монастырях и храмах. Они находятся и на Афоне, и в Иерусалиме, и это лишь прославляет наши святыни. Если кто-то пожертвовал несколько таких частиц (а они величиной с горчичное зерно) ростовскому Свято-Димитриевскому храму и дар воспринят ростовчанами как милость Божия, то мы можем это только приветствовать...
Об этом скандале можно было не упоминать, если бы провокация не являлась очередным, более открытым и беспардонным выпадом отдельных политических сил в адрес Украинской православной церкви Московского Патриархата, своеобразной попыткой очернить ее в глазах верующих и всей общественности. Время для вброса "сенсации" было избрано не случайно. Именно в эти дни в парламентских комитетах Верховной Рады находится на рассмотрении новый законопроект "О свободе совести и религиозных организациях", в который каноническая Церковь внесла целый ряд принципиальных предложений. К примеру: подчеркнуть в специальной преамбуле к закону особую роль канонического Православия в истории Украины, в становлении и развитии духовности и культуры ее народа, а также четко сказать о необходимости возвращения государством Церкви экспроприированного имущества. Но эти предложения так и не учтены - наряду с другими. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир вынужден был заявить в письмах на имя спикера парламента В.Литвина о категорической неприемлемости выносимого на обсуждение законопроекта без учета мнения самой крупной в стране конфессии: сегодня Каноническая Церковь объединяет более 30 млн. верующих, имеет свыше 10 тысяч приходов и 140 монастырей.
- А как же выполняется указ президента Украины о возвращении Церкви отобранного у нее имущества, "культовых строений"? - спросил я Владыку Митрофана, епископа Переяслав-Хмельницкого, управляющего делами УПЦ. - Ведь даже в начале 90-х годов Церковь неоднократно становилась жертвой экстремистов, захвативших православные храмы и удерживающих их до сих пор.
- В указе, кстати, речь идет не о "возвращении", а о передаче "в пользование" захваченной в разное время церковной собственности. Более того, исполнение этого указа предоставлено на усмотрение местных властей, поэтому на сегодня сотни и сотни строений, бывших в собственности нашей Церкви, по-прежнему используются не по назначению, эксплуатируются различными государственными службами и бизнес-структурами. Не все здания сохранены, а те, что остались, находятся в плачевном состоянии, полуразрушены, пустуют. Мы не требуем компенсаций, ремонта. Церковь сама наведет порядок, приведет эти здания в надлежащий вид. Но до сих пор находятся всевозможные предлоги, чтобы захваченные силой здания нам не передавать.
- Неужели даже Киево-Печерская лавра не является юридической собственностью Украинской православной церкви?
- Это действительно так. Она находится "в пользовании". Как и лаврские строения Почаевского Свято-Успенского мужского монастыря. Власти Тернопольской области, руководствуясь чисто политическими соображениями, отказывают в передаче строений общине Почаевской лавры. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир неоднократно обращался в различные властные инстанции по данному вопросу, но он до сих пор так и не решен.
- Такое пренебрежительное и предвзятое отношение только к УПЦ или и к другим церквам тоже?
- Я бы так не сказал. Подобного дискриминационного отношения, как к нам, нет ни к раскольнической церкви Киевского патриархата, ни к автокефальной церкви, ни к греко-католической... Сегодня в Украине царит политическая конъюктура, демократия - только на словах. Есть диктатура местной власти, и церковные дела решаются в зависимости от того, какой конфессии симпатизирует руководство. Это явление не нормальное, идет открытое попрание конституционных прав граждан.
- Вы имеете в виду ситуацию в западных регионах страны?
- В западных, и не только. Почему-то на Львовщине, Ивано-Франковщине, Ровенщине, Волыни те же раскольники и униаты имеют возможность свободно совершать богослужения, им передаются исконно православные храмы; в Киеве для католиков выделяются огромные площади для строительства церковных комплексов. А мы, к примеру, до сих пор не можем добиться выделения во Львове участка под сооружение православного храма. Это - несмотря на то, что и Леонид Кучма давал распоряжение, и Папа Римский высказывался за то, чтобы нам выделили землю.
- Владыка Митрофан, а на каких принципах собираются объединять в Украине все церкви в "единую поместную", и под чьим началом?
- Эти заявления политиков о создании в Украине "поместной церкви" выглядят нелепо, потому что они не имеют понятия, что это такое. Поместная церковь существует у нас с начала Крещения Руси в 988 году, а то, что от нее откололись филаретовцы, автокефалисты - это их проблемы. Мы всегда настаивали и настаиваем: да, Православная церковь может быть едина и должна быть едина, объединение возможно, но лишь на канонической основе. А канонические правила гласят: раскольники должны прийти в ту Церковь, из которой вышли, прийти и покаяться.
Политики же, продолжал владыка Митрофан, рассуждают иначе. Они не видят духовной стороны Церкви, они видят решение проблемы в чисто политической плоскости - созвать Собор, низложить всех предстоятелей, выбрать одного. Но Церковь - это не парламент. Кроме того, что есть большинство голосов, есть и определенные канонические правила, догматические нормы. Да и о каком соединении может быть речь? Соединение - с кем? С неблагодатными ряжеными, которые самозванно одели на себя рясы, кресты и куколи почему-то московского патриарха.
Подталкивать Церковь, заставлять насильно, какими-то политическими, не всегда чистоплотными действиями к объединению с раскольниками - чревато непредсказуемыми последствиями. Политики уже однажды вмешались в церковные дела (к примеру, бывший президент Л.Кравчук) - еще на заре суверенности Украины. Они только принесли вред Церкви. Еще одно такое вмешательство со стороны государства в религиозные дела - и будет та же ситуация, боле того, она усугубится.
Мы молимся Богу и ожидаем благословенного времени, когда Православная церковь в Украине будет едина, а нас хотят выставить так, будто мы не хотим единства. Мы стоим на принципах евангельских, христианских - не должна проливаться кровь, а кому-то очень хочется подтолкнуть ситуацию именно к этому. Остается одно - запастись терпением, молитвою. Что не возможно человеку, возможно Богу. Бог един, и спасение только в канонической Церкви, в той, через которую Господь посылает нам благодать.
... Как видим, путь преодоления нынешних расколов в Украинском Православии весьма сложный, требующий большой взвешенности и осторожности. В этой связи очень важно привести мнение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое он высказал недавно в интервью газете " Киевский телеграф":
- Русская православная церковь с огромной болью воспринимает те разделения между православными, которые существуют в Украине. Мы искренне желаем, чтобы на украинской земле, наконец, установился церковный мир, которого здесь нет вот уже более десяти лет. Многовековая традиция Церкви выработала множество средств уврачевания расколов. Однако ни одно из них не может быть действенным, пока сами раскольники не осознают своего греха перед Церковью. Церковь же, подобно чадолюбивой матери, всегда держит свои объятия отверстыми.