МИМО КОШЕЛЬКА ВЕТЕРАНОВ

Это письмо пришло на днях в редакцию. "Уважаемые товарищи! В прошлом году вы написали, что президент и правительство выделили ветеранским организациям к 9 Мая деньги в сумме 7,1 миллиона рублей. Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы, в которой я состою, получила 1,2 миллиона рублей. Ее областной филиал готов выдать мне денежное вознаграждение, но просит узнать дату и номер постановления и размер денежного вознаграждения. Касается ли это постановление всех участников войны или только фронтовиков? Лично я - фронтовик". Инвалид 2-й группы Великой Отечественной войны Петр Бердников, город Воронеж.

Письмо старого солдата тем удивительнее, что разговор идет о событии годичной давности. Да, решения президента о выделении материальной помощи общественным организациям ветеранов войны становятся доброй традицией. В прошлом году к майским праздникам сумма составила 7,1 миллиона рублей. Об этом решении руководства страны мы рассказали 8 мая прошлого года под рубрикой "Для вас, ветераны" в публикации "Кремлевский рубль в солдатский кошелек". Отметим, деньги были направлены организациям без целевого указания о том, как ими распорядиться, то есть на собственное усмотрение. Как же они были потрачены?
С этим вопросом мы сразу обратились к первому заместителю председателя Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы (в которой и состоит автор письма) Владимиру Веревкину-Рахальскому.
- Лично никто и нисколько этой материальной помощи не должен получить, - сообщил нам в телефонном разговоре Владимир Николаевич. - Все деньги в сумме 1,2 миллиона рублей истрачены на содержание аппаратов организации в регионах, оплату помещений и приобретение канцелярских принадлежностей.
- Выходит, мы дезинформировали ветеранов войны, когда писали о том, что им оказана материальная помощь?
- Нет, - пояснил заместитель руководителя уже другой общероссийской общественной организации "Российская ассоциация Героев" Михаил Лаврененко, - миллион рублей, которые мы получили, передали членам организации - по тысяче и более рублей. Некоторые, правда, отказались ее получать, но по благородной причине - не самые бедные мы, заявили, пусть тем, кто победнее, деньги передадут. Что ж, это их право...
Как же потратили "благотворительные" рубли в других ветеранских организациях? Выяснилось, что там с материальной помощью поступили так, как сочли нужным. К примеру, общероссийская общественная организация "Российский союз ветеранов Афганистана", по информации ее главного бухгалтера Евгения Мочешникова, лишь треть из полученных 300 тысяч рублей действительно использовала на материальную помощь конкретным людям. Остальные потратила на регистрацию собственного юридического лица, командировки руководителей, издание "Книги Памяти" и газеты "Гвардия России". Международный благотворительный общественный фонд "Победа-1945" направил свой миллион рублей, по словам его секретаря Анатолия Рудыни, на приобретение "шовного материала" - хирургических ниток и иголок для больниц и госпиталей, где лечатся ветераны. Общественная организация "Всероссийский центр социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войны" потратила 500 тысяч рублей на организацию 2-суточного пребывания иногородних членов своей организации в Москве (гостиница, питание, экскурсии по городу).
Выходит, что "кремлевский рубль" действительно упал, но не в солдатский кошелек. Конечно, 7,1 миллиона рублей на всех ветеранов войны (их около 800 тысяч) - сумма небольшая. И нет оснований утверждать, что деньги использовали совсем уж не по назначению. Ведь все ветеранские объединения - общественные организации, и на содержание аппарата им никто денег не выделяет. К тому же за каждую потраченную копейку они уже отчитались перед федеральным казначейством. Но горчинка от всей этой истории, как видим, у ветеранов осталась. Почему? На этот вопрос дает ответ в своем обращении к президенту страны еще один ветеран войны - член президиума Российской организации ветеранов из города Борисоглебска Воронежской области Евгений Бессмертнов. "В России есть целая категория забытых солдат, мобилизованных в армию в 1944 году юнцами, - пишет Евгений Иванович. - Их сегодня не считают за ветеранов войны, и они не наедаются вдоволь хлеба на свою мизерную пенсию. Им уже по 75 и более лет, и заработать на достойную жизнь они уже не могут, так как являются инвалидами 1 - 2 групп"...