БАРИ АЛИБАСОВ: ЗВЕЗДУ ЭСТРАДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ЛЮБОЙ ДЕВЧОНКИ

Шоу-бизнес - род человеческой деятельности, особо подверженный скандалам. Это естественно. Так во всем мире. Но российские скандалы в этой сфере, как, впрочем, вероятно, и во всех прочих, имеют ярко выраженный национальный характер. Ну скажите, в какой еще стране мира с гастролями может колесить сразу несколько групп с одинаковыми названием и репертуаром? Это наш, отечественный продукт, ноу-хау, если хотите. Ведь то, сколько существовало коллективов под единым названием "Ласковый май", кажется, точно не знал и сам отец-основатель и финансовый гений Андрей Разин! Об особенностях отечественного шоу-бизнеса мы поговорили с профи по этой части Бари Алибасовым. Именно он открыл зрителям Марину Хлебникову, Сергея Челобанова, Женю Белоусова, Юрия Лозу и группу "NA-NA!".

- Бари Каримович, что для продюсера является определяющим в в артисте, раскруткой которого он решил заняться?
- Я работаю с группой "NA-NA!" 16 лет. Почему так долго? Потому, что это люди, которые способны реализовать любую задачу. Словом, я всегда работаю с людьми перспективными, талантливыми, в которых нужно всего лишь вложить систему познания мира.
- Звучит громко. Между тем некоторые продюсеры пользуются совершенно другими установками. И имеют успешный результат. К примеру, покойный Юрий Айзеншпис сделал "звезду" из Влада Сташевского на спор. Он тогда говорил, что из любого человека можно сделать знаменитость. При этом вокальные данные его могут быть весьма посредственными. Кто-то другой делает ставку на эпатаж, скандальность, существуют же группы типа "Виа Гра". Третьи эксплуатируют либо гомосексуальный имидж, либо лесбийский, как "Тату". Может, действительно должны быть какие-то законодательные ограничения?..
- Меня удивляет, что такие вопросы - быть или не быть - возникают до сих пор. Это зависит не от Государственной Думы и не от правительства России. Это мой личный, интимный вопрос как зрителя - хочу я платить за это или нет. Дайте мне возможность выбрать, и я сам решу, на кого смотреть - на смазливых мальчиков-девочек или на большие сиськи, а также кого слушать - фанеру ли, Карузо, Хворостовского, духовые инструменты, попсу, рок и т.д. Это мое право выбора. И бездарно ли это, пошло, мне все равно. Я так хочу. И готов платить за это собственные деньги. В свою очередь, то, что я предложу на рынок, зависит от моего дара и фантазии, чутья на то, чего там не хватает и нужно еще. А интерес на музыкальном рынке настолько разнообразен, что задача талантливого человека - найти свой спектр. Вы упомянули Сташевского. Когда мне впервые Юра его показал, я сказал ему, что не взялся бы за него. Потом спустя время увидел, как Сташевский работает на сцене, увидел, что он обладает харизмой и держит зал. В этом талант продюсера - открыть талант. В последнее время часто слышу, как безголосы и бесталанны наши исполнители. Вы знаете такую группу "Рэд Хот Чили Пепперс"? Очень популярная до сих пор команда. Кто-нибудь хоть раз слышал ее живьем? Они петь не умеют, ни разу не попали в ноты.
- А как вы в свое время отнеслись к нововведениям Андрея Разина?
- Разин, кстати сказать, начинал у меня. Он гений: придумал клонировать группы и петь под фанеру. Я таскал два 25-тонных трейлера с аппаратурой по всей стране. У нас был безупречный звук. Помню, однажды мы приехали в Астраханскую филармонию с концертом, а как раз перед нами выступал "Ласковый май". Я даже представить себе не мог, что такое возможно вообще. Стоит обычный магнитофон за кулисами. А на сцене пацаны, у которых клавишные инструменты на фанере нарисованы! Это было открытие Разина. Он понял, что человеку нужно нечто другое, нежели исполнительское мастерство на музыкальном инструменте. Зрители испытывают потребность в общении с людьми, которые стали популярными. Почему детдомовские мальчики достучались до башки многих неглупых советских людей, которые любили "Битлз" и "Роллинг стоунз" или "Джэнесис"? Люди приходят на концерты за общением, а не для того, чтобы смотреть, как ты играешь на музыкальных инструментах.
- Если это есть, значит, это кому-то нужно?
- Конечно! Более того, это еще и приносит кучу "бабок". Надо исходить из желаний зрителей. Для меня не существует барьеров, как, к примеру, для этих несчастных рокеров, которым уже по 50 лет, а они зациклены на музыке своей юности. Конечно, и у меня были свои барьеры. Но когда по стране с магнитофоном колесили "Ласковый май", "Комбинация", Женя Белоусов, выпестованные мной, а я - с "Интегралом" и трайлерами, тогда я переступил через свой порожек и организовал группу "NA-NA!".
- Но говорят, что петь под фанеру безнравственно. Даже закон собираются соответствующий принять.
- Вот в Интернете запустили запись, где Киркоров, задыхаясь, пытается петь. Типа, как плохо он на самом деле поет. Вы знаете, что это такое - обежать вокруг стадион от ворот до ворот, вернуться на сцену, продолжать танцевать и при этом петь? Невозможно. Заставьте Хворостовского побегать по футбольному полю и после этого исполнить свою военную песню. Узнаете, как он поет. Если вы хотите послушать, каков вокальный талант Киркорова, поставьте его к роялю в камерном зале. Народ ходит на его концерты посмотреть шоу, приблизиться к кумиру, пообщаться с ним. А под фанеру он поет или нет - для его зрителей неважно.
- Отношения между продюсером и артистом далеко не всегда складываются благополучно.
- По большому счету дело в несовершенстве нашего законодательства и в экономической ситуации в стране. В Америке у артиста целый штат сотрудников - продюсер, издатель, менеджер, импресарио, агент, пиарщик и т.д. Никто не имеет права совмещать две должности. У нас продюсер - это все вышеперечисленное в одном лице. Поэтому человек, занимающийся раскруткой, зачастую заключает с подопечным рабские договоры - без него артист не сможет ни петь, ни выпускать пластинки, ни выступать на телевидении.
У меня с группой "NA-NA!" с первого дня были абсолютно прозрачные партнерские отношения. Когда составлялся контракт, на 38 страницах было оговорено все, что случится, если вдруг у кого-то из них будет понос, если они захотят уйти или, наоборот, работать до пенсии. А все спорные моменты были выделены жирным шрифтом и оговорены. И что еще важно, через меня вообще деньги не проходят. Я просто получаю свои 30 процентов, их мне выдает Политов. Поэтому мы так долго и мирно сосуществуем. Более того, помогаем тем, кто ушел от нас. Тому же Левкину купили новую квартиру на Арбате. Несмотря на то, что он не соблюдал контракт. Дело в том, что по контракту участникам группы было запрещено иметь интимные отношения внутри коллектива. Это и понятно, появляются сексуальные отношения - расстраивается производство. Девчонки-фанатки, готовые переспать, стоят после концерта в очереди. Пожалуйста, выбирай любую и веди в гостиницу. Есть работа, а то, что происходит за ее пределами, меня не интересует, главное, чтобы это не мешало процессу творчества. А эта шустрая девочка Ксюша, из-за которой ушел Левкин, была у нас танцовщицей. Она получила инструкцию от меня, от балетмейстера, от менеджера: никаких интимных отношений внутри коллектива. Тем не менее через неделю она уже переспала с Политовым. Я с ним поговорил. Тот все понял. Тогда барышня переехала в постель к Левкину. А он влюбился. Именно она капала ему на уши, зачем ему коллектив, уходи, займись сольным творчеством. Два года его обрабатывала. И он ушел от нас. А что в итоге? Девушка лишила его всего. Володя, расставшись с ней, оставил ей все, вплоть до той самой квартиры.
- Для "раскрутки" артиста необходим пиар. И тут, кажется, все средства хороши. Какие только истории об исполнителе не сочиняются для прессы, чтобы привлечь внимание публики! Есть ли здесь какие-то границы нравственности или...
- Это очень тонкий процесс. Многие артисты с самого начала начинают себя прямолинейно и тупо пиарить: пошел в магазин, купил то-то, отдохнул там-то. Рядом фотограф свой, который потом раздаст снимки в печатные СМИ. Но это все несерьезно. Я, например, никогда не занимался пиаром бессмысленно. Главное для артиста - выработать основную имиджевую стратегию, определить, "кто ты". То есть создать образ. Например, одна исполнительница решила для себя "Я певица-проститутка", тогда понятно, какой здесь механизм действий, каков ее сценический костюм, как она себя ведет перед публикой, в каком стиле дает интервью и какой информацией о себе делится. Другая певица пиарит себя как любящую жену и многодетную мать. Здесь другие слова и действия. Третья решает быть революционеркой. Под это также подбирается образ - костюмы и прочее. Я четко выработал стратегию и образ ребят из "NA-NA!". А он весьма простой - симпатичные мальчики, которых хотят все без исключения. То есть и девочки, и зрелые дамы, и 90-летние бабушки, и мальчики тоже. И под этот образ мы лепили пиар, тщательно отрабатывали ответы на вопросы журналистов.
- Вероятно, именно с этой целью в прессу подбрасывались слухи о гомосексуальности ребят, а вы долгое время скрывали от общественности, что они давно женаты и у многих даже есть взрослые дети.
- Безусловно! Данная стратегия образа экономически понятна - шире диапазон слушателей. Но любая стратегия должна быть последовательной. Я с грустью наблюдаю, как "раскручивают" артистов в последнее время. Одна певица сегодня говорит, что она мать-героиня, а завтра меняет образ и выставляет себя последней б.... Исполнителей бросает из стороны в сторону. Единственный, кто безупречно следует своему образу на протяжении всей творческой деятельности, - это Дима Маликов, который попросту никогда и никого не впускает в свою личную жизнь. Для него пиар - это только его творчество. Не то, что некоторые - сегодня они говорят о семье, мужьях, женах, детях, как все прекрасно и романтично, а завтра разошлись и поливают своих же близких грязью.