Конечно, заявление это может показаться попыткой выбить из казны побольше денег - очень распространенный сегодня способ поднять благосостояние отрасли. А тут еще новый шеф Росатома Сергей Кириенко замахнулся на грандиозный проект - до 2030 года построить десятки новых АЭС и довести долю атомной энергии в стране до 25 процентов. Эта программа обойдется России (концерн на 100 процентов государственный) в 60-70 млрд. долларов. Росатом планирует ежегодно строить от одного до трех новых энергоблоков (каждый стоит порядка 1 млрд. долларов), обеспечивая себя топливом собственного производства, попутно участвуя в строительстве АЭС за рубежом.
ДОСЬЕ
До 2010 года в России запланировано достроить три энергоблока мощностью 1000 МВт каждый - на Балаклавской, Волгодонской и Калининской АЭС. Сегодня в стране действует 31 энергоблок общей мощностью 23,2 гигаватта, которые вырабатывают около 16 процентов всей электроэнергии. А мировой лидер в атомной энергетике - Франция - имеет 59 АЭС, на их долю приходится 80 процентов всего энергобаланса страны.
Попытка создать ядерный холдинг на самом деле обойдется еще дороже. Потому что нам действительно не хватит атомного топлива для заправки такого количества АЭС. Сегодня в России работает 10 станций, потребляющих в год около 9 тысяч тонн урана, а добывается его немногим больше 3 тысяч тонн. Существующий дефицит покрывается складскими запасами, сделанными еще во времена СССР. Если АЭС начнут строить, как планируется, то уже в 2020 году потребность в уране вырастет до 16 тысяч тонн в год.
Дефицит урана может самым неприятным образом отразиться на внешнеэкономической деятельности Росатома. Ведь корпорация "ТВЭЛ" - производитель ядерного топлива для АЭС - обеспечивает им 76 реакторов в России и 13 странах мира, среди которых Финляндия, Болгария, Венгрия, Словакия, Чехия, Украина, Армения, Литва, Китай. В кооперации с западными концернами топливо продается в Германию, Швейцарию, Швецию и Нидерланды. Доля "ТВЭЛ" сейчас составляет 17 процентов мирового рынка.
Где брать стратегическое сырье - вот вопрос, который для отрасли становится главным. Крупные урановые рудники остались в Казахстане и на Украине. В России ядерное сырье добывается в Читинской и Курганской областях, а также в Бурятии. Крупные залежи урана 30 лет назад были разведаны и открыты в Якутии, но к их дорогостоящей разработке еще не приступали. Видимо, теперь время пришло. На эту программу придется потратить большие деньги. О каких суммах речь? По расчетам экспертов, тех самых 10 млрд. долларов, которые просит Росатом, хватит лишь на то, чтобы довести уровень добычи урана до 70 процентов от потребности. Недостающую треть объемов придется докупать за границей.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Валентин ИВАНОВ, член Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. Бывший первый зам. министра по атомной энергии:
- Все данные по запасам урана у нас засекречены. Но проблема дефицита топлива действительно давно ощущается и решается пока за счет старых складских запасов. На основном Стрельцовском месторождении уран закончится через 17-20 лет. Другие рудники не смогут заполнить урановый вакуум. Поэтому сегодня мы должны начинать строительство рудников на юге Якутии, где запасы урана составляют порядка 160 тысяч тонн. Но там территория вообще не освоена, и разработка Эльконского месторождения влетит в копеечку. Там, помимо оценочной разведки, никаких работ еще не производилось. А все расходы государству придется взять на себя - больше некому.
В перспективе нам придется переходить на более экономичные реакторы на быстрых нейтронах. Если не получится, то России придется покупать уран в Казахстане, где его запасы составляют около 1 млн. тонн. Насколько я знаю, этот вопрос уже обсуждался на встречах президентов двух стран в Астане и Петербурге.