Эти итоги могут отразиться и на судьбе нынешнего президента Владимира Воронина. Главу государства в Молдавии избирает парламент.
Разочарование политикой коммунистов Молдавии (ПКРМ) и ее лидера, несмотря на некоторые социальные поблажки, безусловно сказалось на количестве завоеванных кресел. Коммунистам достанется 57 мандатов из 101, но положение их резко пошатнулось. В уходящем парламенте у них 71 место, что позволяло самостоятельно изменять конституцию. А сейчас им не хватит голосов даже для того, чтобы без консультаций с оппонентами избрать "своего" президента.
Надо полагать, разочарован нынешними выборами и режиссер-постановщик "народного гнева" Юрий Рошка, лидер Христианско-демократической народной партии (преобразованный Народный фронт РМ). ХДНП получила только 11 мандатов. А вот блок "Демократическая Молдова" (БДМ), возглавляемый опальным градоначальником столицы Серафимом Урекяну, обеспечил себе 33 мандата.
Особый разговор в новом парламенте будет о Приднестровье. В день выборов Левобережье предоставило всем гражданам Республики Молдова, живущим здесь, возможность проголосовать на правом берегу, выделив автобусы. Этот факт стал довольно неожиданным для тех молдавских политиков, которые уверены, будто "Приднестровье дышит злобой против Молдовы". Регион по-прежнему остается болевой точкой - не только на карте республики, но и во взаимоотношениях России и Молдавии. Накануне выборов мы побывали на левом берегу Днестра, где встретились с председателем Верховного Совета ПМР Григорием Маракуцей. Несмотря на блокаду со стороны Кишинева (в результате которой Тирасполь потерял около 500 млн. долларов), Приднестровье, по словам Маракуцы, готово к диалогу. Новому парламенту и новому (или "старому"?) президенту придется считаться с тем фактом, что Приднестровье как никогда активно голосовало.
Выборы прошли спокойно. Не было ни "кукурузной" революции, ни массовок со стороны Рошки. Но фоном стали антироссийские выпады лидера республики. Демонстративная высылка 100 российских граждан напоминала плохой детектив, в котором пострадали обычные люди, женщины и дети. Высокопоставленный представитель ПКРМ Вадим Мишин на местном ТВ назвал их "нормальными боевиками". Почти сутки они провели в вагонах на крохотной станции Бульбоака, где пассажирские поезда дальнего следования вообще не останавливаются. А рано утром три вагона с задержанными - при многочисленных нарушениях внутреннего и международного законодательств - были присоединены к поезду, следовавшему из Кишинева в Санкт-Петербург. Молдавия, по сути, ввела визовый режим. Причем, по словам российского посла в РМ Николая Рябова, сделала это "нецивилизованно". "В обмен", так сказать, на абсолютно непрагматичную политику России, обеспечивающую бывшую советскую республику энергоресурсами и другими экономическими благами. Рябов справедливо считает, что нашей стране без всяких криков о "блокаде" и "санкциях" давно пора переходить к политике рыночного прагматизма.
Антироссийские пассажи не закончились и после выборов. Воронин обвинял Россию во вмешательстве "в наш избирательный процесс и в наши внутренние дела".
Сейчас пока трудно сказать, кто станет президентом. К тому же, хотя правящая партия еще правит, не исключены повторные парламентские выборы. Оппозиция намерена блокировать предстоящие выборы президента, чтобы добиться роспуска парламента.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр ДУГИН, глава Центра геополитических экспертиз:
- Молдавские коммунисты более "вхожи" в так называемый "оранжевый контекст", нежели оппозиция. Отношения с республикой - болезненная тема для России.
"Оранжевые" процессы здесь будут происходить не революционно, как в Грузии и Украине, а эволюционно. Например, через реанимацию организации ГУУАМ - того блока в рамках СНГ, который ориентирован на "отдаление" от России и на самостоятельную ускоренную интеграцию в западный мир. Иными словами, Кишинев демонстрирует еще один сценарий развала СНГ, предлагая "оранжевую" эволюцию. Перед нами возникает проблема нового уровня. Вызовы российскому влиянию на постсоветском пространстве множатся и количественно, и качественно. Никакими косметическими средствами сохранить СНГ не удастся. Для этого нужны продуманные системные действия, основанные на геополитических технологиях и опирающиеся на сильную политическую волю.