Размышления под крылом сверхзвукового лайнера о прошлом и будущем
Сегодня День гражданской авиации, который наши авиастроители встречают с надеждами и осторожным оптимизмом. Набив немало шишек, они освоили выпуск лайнеров «Сухой Cуперджет», на подходе перспективные отечественные МС-21. А недавно президент Путин предложил создать российский сверхзвуковой пассажирский самолет с использованием технологий, примененных в стратегическом ракетоносце Ту-160. И сразу же по горячим следам в ОАК сообщили, что проект такого дальнемагистрального лайнера существует, просчитаны сроки его разработки и даже стоимость. Насколько идея перспективна?
Хотя почему «проект»? В советские времена у нас уже был пассажирский Ту-144, который за три часа покрывал расстояние от Москвы до Хабаровска. Но проект свернули, прежде всего по экономическим причинам — пассажирские полеты на сверхзвуковых скоростях оказались слишком дорогим удовольствием. А что сегодня?
Гендиректор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО в разговоре с корреспондентом «Труда» назвал воплощение этой идеи «слишком дорогостоящим, чтобы быть похожим на правду». А авторитетный специалист по авиализингу Вадим ОЛЕЙНИК, в советское время возглавлявший отдел летных испытаний головного НИИ гражданской авиации, напомнил, что у машин туполевской фирмы было много общего: «Команда главного конструктора Валентина Близнюка сделала самый мощный в истории сверхзвуковой авиации бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Но при создании Ту-160 они использовали наработки конструкторов Ту-144, который на тот момент вобрал в себя лучшие достижения отечественной авиационной науки того времени, ученых туполевского КБ, ЦАГИ, ЦИАМа...»
Напомним, что Ту-144 создавался одновременно с британо-французским «Конкордом». С самого начала молодой сотрудник ГосНИИ ГА Олейник был в гуще событий. Первую машину собирали на базе туполевского ОКБ в Москве, потом передали в летно-испытательную базу в Жуковском. Большую роль в постановке самолета на крыло тогда сыграли летчики-испытатели Вячеслав Попов и Эдуард Елян, крупные ученые Леонид Селяков, Лазарь Роднянский. Все без исключения работали не щадя себя, добиваясь, чтобы наш сверхзвуковой пассажирский лайнер стал первым в мире. И это у них получилось: Ту-144 поднялся в небо на два месяца раньше «Конкорда».
Вадим Олейник помнит, что всю вторую половину декабря 1968 года погода была нелетная. Конструкторы, испытатели, работники аэродромной службы дни проводили в тягостном ожидании. Летчик-испытатель Эдуард Елян в который раз садился в тренажер, отрабатывая до автоматизма команды. Когда уже казалось, что вылет в плановые сроки так и не состоится, синоптики пообещали солнце в последний день года. Утром 31 декабря 1968 года видимость полосы проверили на Ту-134, а затем настала очередь и новой — сверхзвуковой! — машины.
— На аэродроме в Жуковском царили особая сосредоточенность и всеобщий подъем, — вспоминает Олейник. — Все столпились на площадке перед полосой, чтобы ничего не упустить из вида. Наконец Андрей Николаевич Туполев дал команду — машина вырулила на ВПП и взмыла в небо. Стало тревожно, когда перед посадкой погода резко ухудшилась. Но многоопытный Елян с первого захода мягко приземлил самолет. Люди не хотели расходиться, все были по-настоящему счастливы. И тогда Туполев широким жестом пригласил всех отпраздновать событие. Моментально соорудили стол метров 30 длиной, ставили его напитками и закусками. Это, пожалуй, был первый в истории случай, когда коллектив ЛИИ гулял до двух часов ночи и Новый год встретил в Жуковском!
Ну а потом пошли тестовые полеты, красавец лайнер вышел на регулярные линии. Рейсовые Ту-144 летали из Москвы в Алма-Ату. Билет стоил на 20 рублей дороже, чем на обычный рейс. Те, кому посчастливилось летать на этом чуде техники, потом вспоминали, что первых пассажиров в Домодедово провожали, будто космонавтов. Торжественно объявляли на весь аэропорт: «Производится посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер!» По дороге к трапу расстилали красную ковровую дорожку, пассажиры чувствовали себя звездами Голливуда. А в салоне встречали «стюардессы как принцессы», потчевали путешественников коньяком и бутербродами с икрой...
Увы, сказка длилась недолго. 3 июня 1973 года наша гордость, свехзвуковой лайнер упал во время показательного полета на авиасалоне во французском Ле Бурже, причины той катастрофы так и не разгаданы. А в мае 1978 года в процессе испытательного полета модернизированного Ту-144 дала сбой топливная система — пилоты совершили жесткую посадку в открытом поле, двое из восьми членов экипажа погибли. С самого верха последовала команда: проект свернуть. С июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки на Ту-144.
Но те труды и жертвы не были напрасными.
— При создании Ту-144 мы научились решать сложнейшие научно-технологические проблемы, но не нашли достаточных аргументов доказать, что он может быть эффективным, — считает Вадим Олейник. — Наверное, в гонке с «Конкордом» мы поторопились с началом регулярных полетов. Только на завершающем этапе успели установить более экономичные одноконтурные двигатели Петра Колесова РД-36-51 взамен прожорливых двухконтурных. Если бы сделали это сразу, то, думаю, Ту-144 мог еще долго летать.
Для сравнения: на самолете с двигателями Колесова совершен первый полет 30 ноября 1974 года, расход топлива был снижен до 11,2 кг/км, в то время как на первом опытном Ту-144 было 26 кг/км.
А еще одна большая проблема Ту-144, по мнению Олейника, будет стоять и перед создателями нового сверхзвукового самолета: «звуковой удар». Американцы запрещали полеты «Конкордов» на свою территорию. СССР договорился с властями ГДР и Чехословакии о полетах через эти страны, но сейчас простого решения точно не будет.
Наконец, главное. Когда идут разговоры о том, что новые самолеты будут небольшими бизнес-джетами вместимостью до полусотни пассажиров, надо понимать, что это предложение касается разве что особо состоятельных бизнесменов, а к массовым авиаперевозкам отношения не имеет. То есть идея яркая, но малоперспективная. Не лучше ли силы и средства сосредоточить на серийном выпуске региональных самолетов, которые помогут жителям отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока наконец-то вновь почувствовать себя полноценными гражданами своей огромной страны?