Мухи-пьяницы
Любители зеленого змия встречаются и среди насекомых
Ученые выяснили, что пьяницами могут стать даже плодовые мушки — дрозофилы. Откуда у мух пагубная страсть? За ответом «Труд-7» обратился к руководителю лаборатории экспериментальной энтомологии Зоологического института Российской академии наук Сергею Резнику.
К выводу о пьющих мушках пришли исследователи-нейробиологи из американского университета Индианы. В ходе эксперимента мухам предлагали выбор из двух порций пищи, одна из которых была щедро сдобрена спиртом (в концентрации 15 градусов). Дрозофилы с завидным постоянством отдавали предпочтение алкоголесодержащему корму. Уже через несколько дней насекомые пристрастились: они ели даже ту пищу, которая ранее не входила в их рацион, лишь бы там было спиртное. Более того, ученые добавляли в мушиный «коктейль» горький хинин, обычно отпугивающий насекомых, но и это не заставило дрозофил изменить свои пристрастия.
Кроме пищевых предпочтений спирт изменил и поведение объектов исследования — мушки потребляли гораздо больше пищи, чем обычно, останавливаясь, только когда становились совсем пьяными. У дрозофил это проявлялось в гиперактивности и расстройстве координации.
В мире насекомых подобное «грехопадение» — вещь достаточно экзотическая. Ранее считалось, что способность попадать в зависимость от веществ, которые не несут собой жизненной необходимости, присуща исключительно высокоразвитым организмам, особенно человеку.
Попросив Сергея Резника прокомментировать эксперимент американских нейробиологов, мы услышали: «Дрозофилы летят на спирт не потому, что получают от его употребления какую-либо эйфорию. Для этого их нервная система слишком примитивна. Все мы могли наблюдать, как мушки вьются около лежалых фруктов. Гниющие растительные останки — основа их рациона; запах алкоголя — всего лишь сигнал о том, что продукт для них съедобен. В этом эксперименте самое интересное — адаптация, то есть тот факт, что насекомые приобрели возможность потреблять, усваивать и выводить алкоголь — вещество для всего живого, в общем то, губительное. Такие исследования начали проводить еще 40–50 лет назад, когда выяснили, что существуют устойчивые популяции дрозофил, живущих на винных заводах и питающихся остатками винограда, содержащими большую концентрацию спирта. Выяснилось, что перерабатывать его мушкам помогает фермент алкогольдегидрогеназа — тот же самый, что и у человека.
Почему некоторые народы, например чукчи или североамериканские индейцы, спились и вымерли, а южноамериканские индейцы — взять хотя бы мексиканцев — до сих пор пьют и прекрасно себя чувствуют? Все дело в этом ферменте. Для того ученые и экспериментируют, „спаивая“ мух, чтобы понять генетические предпосылки к развитию алкогольной зависимости у людей».
Дрозофилы — плодовые мушки из отряда двукрылых. У них очень маленький жизненный цикл, короткий геном и всего 8 хромосом, что делает их идеальным объектом для различных генетических экспериментов. В природе питаются соком растений и гниющими растительными остатками.