Вариантов реализации творческого замысла действительно много. Обязательным условием работы в качестве руководителя и дирижера любого коллектива является наличие специального образования, обладание целым рядом навыков и знанием специфики избранной профессии.
Первые шаги
Получить первые профессиональные знания будущий дирижер может уже в музыкальном училище. Например, в Первом московском областном музыкальном колледже есть отделение хорового дирижирования. Там готовят будущих руководителей хора.
Выпускники этих отделений уже на базе среднего специального образования могут возглавить хор общеобразовательной или музыкальной школы, создавать любительские коллективы в различных Дворцах культуры или на крупных предприятиях, а также руководить небольшими по составу вокальными ансамблями. Они получают квалификацию преподавателя, имеют при этом возможность сочетать исполнительскую деятельность с преподавательской в тех же музыкальных или общеобразовательных школах.
Первые навыки дирижерской профессии в музыкальном училище получают и музыканты-инструменталисты: струнники, духовики, народники. Кроме занятий по специальному инструменту для них предусмотрены уроки дирижирования, инструментоведения и инструментовки (по избранному профилю), оркестровый класс и все виды дирижерской практики.
Нередко в учебном заведении на заключительном экзамене по дирижированию студент становится за дирижерский пульт перед своим оркестром и доказывает свою состоятельность и готовность к будущей профессиональной деятельности, руководя большим студенческим оркестром и исполняя различный по стилистике и уровню сложности репертуар.
Учиться придется долго
Поступить в музыкальное училище или колледж может любой желающий, имеющий образование не ниже 9 классов и прошедший полный курс музыкальной школы. Но бывает так, что к вступительным экзаменам в училище допускают и тех ребят, которые полный курс ДМШ не прошли. Такое случается, если ребенок учился играть на большом духовом инструменте, например, тромбоне, тубе. Малыш в семь лет просто не может с ним справиться и идет в школу позже. При достаточном таланте таким абитуриентам идут навстречу.
При поступлении в музыкальное училище будущему музыканту и дирижеру придется учиться четыре года как после 9-го, так и после 11 классов общеобразовательной школы. Если выпускники ставят перед собой более высокие цели - стать руководителем профессионального коллектива, оперным дирижером симфонического оркестра, - они должны настраиваться на учебу в вузе после училища. В общем, дирижеры получают многоступенчатое образование, и до последнего этапа добираются только самые лучшие.
Ведь для того, чтобы стать за дирижерский пульт и "вести за собой" целый исполнительский коллектив, необходимо не просто владеть техникой дирижирования, но и обладать огромной эрудицией, чувством стиля, уметь "прочесть" музыкальное произведение и донести до исполнителей и слушателей свой индивидуальный взгляд на него. Нужно добавить сюда и необходимость завоевать авторитет у исполнительского коллектива, увлечь его своей идеей, а иногда и усилием воли подчинить себе музыкантов ради воплощения художественного замысла.
Никогда не поздно передумать
Иногда мысль заняться дирижерской деятельностью приходит музыканту не сразу: студент может заниматься преподавательской, исполнительской деятельностью, "сесть в оркестр". Это не значит, что он должен поставить на себе крест как на дирижере. Яркий тому пример - Владимир Спиваков. Он заявил о себе как о блистательном сольном исполнителе, а как дирижера его узнали в 1979 году, когда он сформировал собственный коллектив - камерный оркестр "Виртуозы Москвы".
Кроме того, не нужно думать, что бывший студент сразу станет дирижером, например, Национального российского оркестра. Для этого необходимо пройти огромный путь становления музыканта, иногда начиная с должности артиста оркестра.