МОСКОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ ОЖИВАЮТ

Чем большим числом столетий исчисляется история того или иного города, тем острее ощущается в нем проблема культурно-исторического наследия, являющегося одновременно и великим даром и немалой ответственностью для современников. В наибольшей степени это можно отнести к Москве, возраст которой восемь с половиной столетий. Неудивительно, что в настоящее время в российской столице насчитывается около 2 тысяч памятников регионального значения и 2,7 тысячи памятников федеральных. К этому нужно добавить 12 тысяч объектов исторической застройки.

Количество исторических памятников в Москве не является величиной постоянной. Происходит это не за счет их исчезновения, о чем так любят говорить "ценители старины", а, наоборот, благодаря постоянному пополнению числа заявленных и вновь выявленных памятников. Первых, по данным Комитета по культурному наследию Москвы (Москомнаследие), насчитывается около 700, вторых - 1,5 тысячи. Работа по выявлению и постановке на учет и охрану новых памятников ведется постоянно.
Живучесть мифа о том, что Москва постепенно утрачивает свои памятники, обусловлена прежде всего тем, что само понятие "памятник" в сознании многих представляется неким синонимом священных руин, любое прикосновение к которым равносильно их осквернению или уничтожению. Однако Москва, как и большинство других городов мира с богатой историей, бурно развивающийся мегаполис, а не пыльный музей. И большинство памятников, вокруг которых разворачиваются споры и скандалы, вполне функциональны и могут еще долго служить людям.
В отличие от таких классических исторических руин, как Парфенон или Колизей, московские памятники принадлежат к совершенно иной категории и историческому периоду. Поэтому их "замораживание" неизбежно приведет к их разрушению и утрате. Используемый же сегодня в Москве подход к памятникам, с одной стороны, обеспечивает их восстановление и сохранность, с другой - приносит городу и горожанам ощутимую пользу в виде выставочных залов, деловых и культурных центров и тому подобное.
Чтобы это понять, достаточно взглянуть на пример усадьбы Царицыно, состояние которой всего через несколько лет могло приблизиться к состоянию Колизея. Только благодаря тому, что реставрация усадьбы все-таки началась, уникальный памятник истории оказался спасенным от неминуемой гибели.
Следует подчеркнуть, что восстановление основных построек Царицына ведется по чертежам их авторов - великих русских архитекторов Баженова и Казакова. Это исключает появление каких-либо архитектурных "сюрпризов". После реставрации Царицыно станет одним из крупнейших музейно-исторических комплексов Москвы. Кроме него в столице воссозданы (или планируются к воссозданию) такие дворцово-парковые комплексы и усадьбы, как Коломенское, Кузьминки, Останкино, Воронцово, Сокольники, Фили. разрабатывается проект реставрации комплекса в Черкизово. Идет постоянная работа и по реставрации отдельных зданий.
И все-таки переубедить отъявленных скептиков трудно. Многие из них по-прежнему продолжают считать, что реставрируемые памятники превращаются в "новодел" и утрачивают историческую идентичность. На самом деле апеллировать только к таким понятиям, как историческая идентичность, недостаточно. Нелишне в этом случае обратиться к фактам и к самой истории. То, что сегодня мы относим к категории памятников, изначально создавалось отнюдь не с музейно-историческими, а с вполне конкретными практическими целями. На протяжении всей своей жизни большинство зданий-памятников не раз реставрировалось и перестраивалось с учетом целей, под которые они использовались. В противном случае большинство из них до нас просто бы не дошли, погибнув от ветхости, пожаров и прочих невзгод. То же, что предлагается сейчас, есть ни что иное, как очередное историческое обновление того или иного памятника.
На этом фоне главной задачей городских властей и общественности является жесткий контроль за теми, кто занимается реставрацией, дабы не позволять им слишком "увлекаться". Наиболее полно и четко об этом сказал в своем недавнем интервью руководитель Москомнаследия В. Шевчук: "Задача Комитета - не допустить, чтобы памятник оказался "придатком" к проекту современного строительства. Нужно сохранить его, но в то же время сделать функциональным.
При подготовке объекта к реставрации проводится всестороннее историко-архитектурное исследование, изучается эволюция градостроительной среды на территории памятника. При проведении работ максимально используются те же самые материалы, которые применяли строители в прошлом. Говорить об утрате исторической идентичности не приходится".
Подтверждение слов руководителя Москомнаследия можно наблюдать непосредственно на улицах Москвы. Грандиозный проект по сохранению и возвращению столице ее культурного наследия, символично начавшийся с воссоздания храма Христа Спасителя, активно развивается и сегодня. Усадьба Царицыно, гостиницы "Интурист" и "Россия", начало спасительной реконструкции "Теплых торговых рядов" - наиболее яркие, но лишь немногие подтверждения того, что конец XX - начало XXI вв. стали началом новой эпохи в жизни Москвы. Эпохи возврата ее частично утраченной исторической идентичности.