РАМЗАН ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ

Президент Чеченской республики Алу Алханов принял отставку секретаря Совета безопасности Германа Вока. Одновременно заявления об увольнении подали два советника президента, а также заместитель руководителя департамента внешних связей. Собственно ротация чиновников, пусть даже и высокопоставленных, дело рутинное. Странным на первый взгляд представляется лишь то, что все последние указы Алу Алханов подписывает вдали от президентского кабинета, находясь в Москве.

Но странным это обстоятельство представляется только тем, кто не наблюдает политическую борьбу за власть, которая достигла в Чечне критической точки.
В день гибели Ахмата Кадырова телеканалы показали встречу его сына с президентом Путиным в Кремле. Растерянный молодой человек в спортивном костюме и с редкой бородкой вызывал искреннее сочувствие. В этот момент мало кто мог увидеть в нем возможного претендента на власть.
Однако движение к власти молодого Кадырова было стремительным и напористым. Выросший и созревший в условиях войны, Рамзан Кадыров не привык пользоваться силой убеждения, больше полагаясь на привычный аргумент в виде автомата Калашникова.
Чтобы поумерить пыл Кадырова, в наставники к нему был определен премьер-министр республики Сергей Абрамов. Русский по национальности, попавший в непривычную и откровенно враждебную для него среду, он попытался носить чеченскую национальную шапочку, выучился ритуальным танцам и даже, судя по всему, был готов к роли жертвенного барана. Намеков, что надо уступать власть, не принимал и, как свидетельствует весьма осведомленная российская журналистка, был неоднократно и публично бит Кадыровым палкой. В прошлом году Абрамов попал в тяжелую и странную аварию на одном из самых охраняемых и регулируемых в Москве шоссе - Рублевке. С трудом, после ряда операций выжил, заслужил добрые слова от Рамзана и наконец понял, что ему надо подавать в отставку.
Дорога к власти Рамзану Кадырову была открыта. Однако почувствовавший вкус власти молодой Кадыров не хотел этой власти завтра, а, как поется в песне, "не хочу сегодня, а хочу сейчас". Вооруженные боевые отряды Кадырова обеспечивают личную охрану Рамзана, его семьи, многочисленных родственников. Родовое селение Центорой по существу превращено в неприступную крепость с автономным режимом жизни. Здесь пекут хлеб, выращивают овощи, забивают скотину. В селении собственный спортивный центр, мечеть, бассейны, мини-зоопарк. Здесь можно прокатиться на одном из роскошных автомобилей или мотоциклов из личного автопарка Рамзана.
Рамзан Кадыров уже давно себя чувствует даже не президентом, а хозяином республики. В понимании свободолюбивого горца президент - фигура скорее формальная, вынужденная считаться со всякой ерундой вроде конституции и федеральных законов. Хозяин - это нечто другое. Ты приказал - все выполняют.
По существу, как неглупый человек, Алханов понимает, что власть необходимо передать Кадырову. Не понимает он только одного: почему это необходимо делать в унизительной спешке, не дожидаясь завершения срока его полномочий в 2008 году. Надо при этом учитывать и менталитет чеченского общества. Здесь потерять лицо гораздо позорнее, чем потерять должность.
Однако события последних месяцев свидетельствуют о достаточно серьезном противостоянии. В конце прошлого года Рамзан Кадыров ликвидировал последнее неподвластное ему военное подразделение - боевую группу "Горец" оперативного управления ФСБ. По указанию бывшего командира группы Мовлади Байсарова - одного из самых близких Алханову людей - его бойцы сдали оружие и разошлись. Капитуляцию лично принял Рамзан Кадыров. При этом он просил передать Мовлади, что сдача его бойцов не означает, что Байсаров им прощен.
Как настоящий джигит Рамзан, конечно же, держит слово. Через несколько дней среди бела дня в самом центре Москвы Байсаров был убит людьми из ближайшего окружения Кадырова. Хладнокровно наблюдавшая за расстрелом, похожим на демонстративную казнь, московская милиция обеспечила боевикам пути отхода.
Последним эпизодом, показывающим, кто в Чечне хозяин, стала история с юбилеем Алу Алханова. Президенту 20 января исполнилось 50 лет. В газете "Даймохк" (единственной в республике выходящей на чеченском языке) был опубликован ряд материалов, посвященных этому событию. Однако отпечатанный и готовый к распространению номер газеты был изъят и полностью уничтожен сотрудниками министерства печати. Той же ночью газета была переверстана редакцией и вышла уже без всяких упоминаний о юбилее президента. Комментируя противостояние властей, брат Алханова Ильяс заявил, что ситуация намеренно доводится до кровопролития. В этой связи можно заметить, что чеченские мужчины словом "кровь" просто так не бросаются.
По всей видимости, это понимает и Алханов, опасающийся за собственную жизнь и больше проживающий в Москве. Чем закончится это противостояние? Что мы получим в Чечне с приходом к власти Кадырова? В федеральном центре считают - уверенного и хладнокровного политика. Независимые наблюдатели утверждают - непредсказуемого и властолюбивого тирана.