- Наташа, вспомните, как вы познакомились...
- Нас соединила картина "Война" Григория Кохана по роману Ивана Стаднюка. Шла перестройка, фильм снимался тяжело, сценарий постоянно переписывался, в результате от запланированных 12 серий осталось лишь шесть. Тогда только-только вышел на экран сериал "Ломоносов", который посмотрела вся страна, и Витя был уже знаменитостью. А я, совсем еще молоденькая, - простой "хлопушкой" на киностудии имени Довженко. Однажды мы с Виктором Федоровичем столкнулись в дверях. Он был в генеральской форме, красивый, подтянутый. "Вот каких мужиков надо любить",- сказала мне наша художница по костюмам. И я тут же попросилась на "Войну".
Специально ради Степанова разорилась на очень дорогие и жутко дефицитные тогда французские духи "Пуассон". Каждое утро перед съемками завивала кудри. Со стороны мое желание быть привлекательной даже в окопе, который утюжат танки, выглядело, наверное, смешным. Вокруг пыль, грязь, а тут девчонка со свеженькой завивкой и благоухающими заморскими парфюмами...
Он был на 20 лет старше ее. Оба до этого побывали в браке, но на время знакомства, переросшего со временем в настоящую любовь, уже были свободны. Период съемок на Киевщине фильма "Танго смерти" с участием Степанова - в разгар созревания клубники и благоухания цветов - стал для них медовым месяцем. В то время он уже перебрался из своего родного Тамбова в Санкт-Петербург, где жил в гостинице, которую оплачивал театр "Балтийский дом". После съемок фильма он вернулся в город на Неве, где ему к тому времени выделили комнату в коммуналке, а она осталась в Киеве.
- В Питере он сильно заболел гриппом. В этом состоянии и звонит мне: "Любимая, единственная, прилетай ко мне! Мне так плохо!" Я хватаю в обе руки сумки с провизией и первым же самолетом к нему. Приезжаю, а у него друзей полон дом. Они съели все, что я привезла, и сказали: "Наш человек, бери ее в жены!" Так началась наша совместная жизнь.
После этого они не расставались. Наталья сопровождала его по всей стране. А по завершении съемок " Ермака", с которого и начался отсчет его мучительным страданиям из-за болезни костей, ей пришлось быть с ним уже неотступно.
- Во время съемок "Ермака" он упал с коня и сломал ногу. Перелом был очень серьезным, ему сделали операцию - вживили в бедро металлический штырь, передвигаться мог теперь только на коляске. Под угрозой оказался весь фильм, ведь дублера можно снимать только на общих планах. А крупные планы все равно делали с ним. То к дереву прислонят или даже привяжут, то на лавку посадят... Он и в мыслях не допустил отказаться от съемок.
Снимали сцену гибели Ермака. Подготовились к съемкам, на крупных планах должны были снимать Виктора Федоровича, на общих - дублера. Зарядили технику: два "ветродуя" пригибают к земле кроны деревьев, специальные катера гонят бурные гребни на речке, кусок леса уже подожгли. Кричат: "Ермак, пошел!" Камеры работают, а дублера нет! Он с утра упился в стельку и уснул под кедром. Нашли, растормошили и вытолкнули в кадр. Выбежал он на середину, саблей взмахнул и вновь свалился. Что делать? Режиссер к Степанову: "Выручай!" А у самого слезы текут. Оно и понятно: через полчаса лес догорит - и все, больше денег никто не даст, в эту сцену вбухали последние средства.
И пришлось Виктору Федоровичу, превозмогая адскую боль, подниматься с коляски и вступать в драку. Невыносимые страдания Витюша перенес, а вот штырь в бедре не выдержал нагрузок - сломался. С этого все и началось. Сделали очередную операцию, потом появился протез на второй ноге, потом на руке... У него буквально рассыпались кости. Но как очень мужественный человек он никогда не терял чувства юмора и присутствия духа. Говорил: "Считай, что это моя новая роль, надо ее прожить".
"Я чувствую, что есть какой-то замысел по поводу моей собственной судьбы, моей жизни, - сказал как-то автору этих строк Степанов. - Я должен исполнить свою миссию, свою определенную функцию на этой земле. Ведь я даже в призрачных снах никогда не мечтал ни о кино, ни о театре, никогда не желал быть артистом. Но так видно было угодно Ему. На все воля Его".
- Для Виктора церковь, икона были святыми понятиями, поэтому без тени сомнения верил: играя конкретный исторический образ, он берет на себя все, что с этим человеком связано. В том числе и болезни. Вычитал, что у двух его героев - Ломоносова и Петра I - приблизительно в таком же возрасте были проблемы с ногами. А примером для подражания служил замечательный актер Павел Луспекаев - всеми любимый Верещагин из "Белого солнца пустыни". Он очень тяжело болел, ему ампутировали обе ноги, ходил на протезах, но знали об этом немногие - так он держался на съемках!
- Наташа, своей лучшей ролью Виктор Федорович считал милиционера Манкова из "Холодного лета 53-го", а Анатолия Папанова называл не иначе, как Учитель.
- Это действительно так. Но не многие знают, что и Анатолию Дмитриевичу Манков-Степанов очень присмотрелся за те несколько коротких встреч в дни съемок "Лета" в Карелии. Незадолго до своей смерти Анатолий Дмитриевич сказал Плучеку, главному режиссеру Театра сатиры: "Если со мной что-то случится, в Киеве есть актер, который может меня заменить. Это Виктор Степанов". И когда он ушел из жизни - Царство ему небесное!- буквально на второй день нам позвонил Плучек и предложил Витюше перейти в его театр на репертуар Папанова, но Виктор Федорович отказался. "Если бы я согласился, - сказал он жене, - то, наверное, потерял бы свое имя. Ведь зрители будут приходить в театр смотреть не на то, как играет Степанов, а лучше или хуже он в этой роли, чем покойный Папанов. Мы привыкли считать, что незаменимых нет, но они есть!"
- Какой все-таки диагноз поставили врачи Виктору Федоровичу?
- В течение десяти лет никто из мировых светил не мог точно сказать, что же с ним такое. И только в 2002 году, когда мы в очередной раз лежали в Феофании (правительственная больница под Киевом. - С.П.), начмед сказал: "Вашему мужу осталось жить два месяца, у него рак костей". Это был страшный приговор. Но мы прожили еще целых два года. Витюша снялся еще в десятке фильмов, по-прежнему достойно выполнял обязанности президента кинофестиваля "Бригантина". Хотя боли во всем теле были невыносимыми, он не хотел отказываться от интересных предложений.
На съемки сериалов "Присяжный поверенный", "Запороги", а также в картине Евгения Шишкина "А жизнь продолжается" Виктора Федоровича нередко приносили на руках. За несколько месяцев до смерти он уже не мог ходить - ни со своей неразлучной тростью, ни на костылях.
- Он перенес около 15 операций плюс страшно дорогое лечение - это же колоссальные деньги. Где их брать артисту, пусть даже и такому знаменитому, столь востребованному режиссерами?
- Если бы не помощь Виктора Степановича Черномырдина, с которым Витюшу связывала крепкая мужская дружба, если бы не деньги от Леонида Даниловича Кучмы, если бы не огромная поддержка со стороны известного коллекционера и мецената Сергея Николаевича Платонова - пусть земля будет ему пухом! - мы бы не смогли опровергнуть прогнозы врачей и прожить больше, чем они отмеривали нам. Ведь одна ампула для инъекций стоила пять тысяч долларов, а на лечение только в последние месяцы ушли десятки и десятки тысяч. "Витя, ты только лечись, - не раз умолял Витюшу посол России, - в любой клинике, в любой стране. Знай, я готов поддержать тебя всем, чем только надо".
Помогали бескорыстно и сотни других, простых людей. Едет как-то Степанов поездом из Москвы в Киев после съемок "Ермака", сделавшего его инвалидом, а сосед по купе, узнав в Викторе Федоровиче популярного артиста, спрашивает: "Почему вы с палочкой?". "Операцию надо делать,- отвечает, - а денег еще не собрал". Расспросив, сколько же надо (а требовалась тогда приличная сумма - в "зеленых", с тремя нолями), тут же выложил их на столик, без всяких условий и сроков возврата.
За три дня до смерти Виктор Степанов попросил позвонить его духовному наставнику из Киево-Печерской лавры: "Натулечка, я умираю, позови священника". Отец Никодим приехал, исповедал его. А вот процедуре венчания, к которому мы готовили себя давно, не суждено было сбыться. Отец Никодим должен был нас обвенчать на Рождество. Витюша уверял: "Натулечка, я постараюсь дожить". Это единственное обещание, которое он не сдержал за все годы нашей жизни.