Обеспокоенные сенаторы, судьи и бизнесмены считают необходимым как можно скорее внести принципиальные изменения в отечественное законодательство. Речь идет о комплексе поправок в АПК РФ, Налоговый и Трудовой кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и ряд других законодательных актов.
Однако будут ли новые законы эффективны, если не изменится практика судебного применения? Речь, прежде всего, о массовом использовании арбитражных судов в качестве инструмента внутрикорпоративных разборок, когда, цепляясь за любую ничтожную формальность, можно без особого труда парализовать работу предприятия.
Один из примеров - ситуация на сибирском заводе "Ангарскцемент" (Иркутская область). До недавнего времени предприятие могло служить примером: устойчивый рост производства, в планах на текущий год - увеличение выпуска цемента на 40% - до 1 млн. тонн. Руководство предприятия добилось положительной динамики зарплат и расходов на социальные нужды.
В ноябре администрации Иркутской области и города Ангарска подписали с ОАО "Холдинговая компания "Сибирский цемент", которое осуществляет оперативное управление предприятием, соглашение о деловом сотрудничестве. Документ закрепил общее видение социально-экономического развития региона. Чиновники помогают предпринимателям в проведении экспертиз и согласовании инвестиционных программ. Холдинг, со своей стороны, обязуется обеспечить цементом все объекты строительства бюджетной сферы.
Однако не прошло и месяца, как стабильный ритм жизни завода, занимающего 90% цементного рынка в Иркутской, около 80% в Читинской области и более 60% в Бурятии, оказался под угрозой срыва. Поводом для этого стало решение судьи Арбитражного суда Иркутской области Наталии Коломиновой, которое поставило под сомнение полномочия действующего Совета директоров предприятия. Что, в свою очередь, позволило финансово-промышленной группе РАТМ (Российская ассоциация топливных менеджеров) сорвать дополнительную эмиссию акций.
Завод был построен в 1957 году, и за полвека работы сооружения и оборудование подверглись износу более чем на 70%. Наращивать объемы производства без притока "свежих" денег невозможно. Сейчас весь Сибирский регион переживает устойчивый рост объемов строительства. С началом реализации национальной программы "Доступное жилье" этот рост будет только усиливаться. Именно в таких условиях руководство ОАО "Ангарскцемент" и принимало решение о дополнительной эмиссии акций на не такую уж и заоблачную сумму (порядка 23 млн. рублей). Принимая во внимание, что каждому акционеру предоставляется преимущественное право на выкуп причитающегося ему дополнительного пакета акций, такое размещение ценных бумаг нисколько не ущемляет права никого из владельцев. Развитие и модернизация предприятия прежде всего в их собственных интересах.
Однако группу РАТМ, владеющую 48,5-процентным пакетом акций, решение Совета директоров предприятия о проведении допэмиссии по каким-то причинам не устроило. Официально руководство финансово-промышленной группы заявило, что допэмиссия преследует цель не привлечения инвестиций, а "размывания" пакета акций, принадлежащего РАТМ. Эксперты, впрочем, объясняют их мотивы иначе: предполагается, что у группы просто нет средств для приобретения дополнительных акций, а сокращать свою долю владения предприятием РАТМ не хочет.
Здесь-то и появляется иск в арбитраж формально по совершенно другому поводу. Суд, которому вполне можно заморочить голову ворохом внутрикорпоративных документов, принимает решение, позволяющее окольным путем добиться желаемого: центр принятия решений в предприятии парализован, и процесс допэмиссии на какое-то время также приостановлен.
Последствия этого судебного решения оказались весьма неутешительны. Если ситуация в ближайшее время не будет урегулирована, то динамично развивавшееся предприятие может оказаться в кризисном состоянии. Сейчас на производстве "Ангарскцемента" занято свыше 800 человек, при этом налоговые платежи завода в бюджеты различных уровней по итогам 2005 года могут составить 100 млн. рублей. Понятно, что все это остается за рамками внимания арбитражного судьи, который, впрочем, вникать в эти тонкости по действующему законодательству и не обязан.
Корпоративные бои покрыли воронками практически все регионы страны. Причем в полном соответствии с законом. Однако изменения его буквы могут оказаться мало эффективными, если при рассмотрении дел превалировать будет лишь поиск абстрактных истин и формальная логика. Создать серьезные проблемы и нанести невосполнимый ущерб любому предприятию сейчас не так сложно: достаточно найти повод оставить его на какое-то время в неуправляемом состоянии. Подходящий инструмент в лице арбитражного суда, как показывает практика, всегда оказывается под рукой.