Ночью "ЗИЛы" спали в "стойле" миланского отеля "Des Etrangers" на окраине города. Тихий Милан и не подозревал, что "русские уже пришли". Сами русские меж тем отдыхали в доме командора экспедиции Стефании Дзини. Милан - ее родина, здесь ее дом, мама, школа, в которой она училась. Здесь, неподалеку от Милана, - мебельное предприятие, интересы которого Стефания представляет в Москве, - это, собственно, и есть ее бизнес. А если еще учесть, что мебельная фабрика - один из основных спонсоров кругосветки, то понятно, почему синьорина Дзини решила во что бы то ни стало привести "ЗИЛы" к воротам фабрики: пусть посмотрят те, кто вкладывал свои деньги в успех путешествия, на этих русских гигантов.
Ранним утром следующего дня русские гиганты разбудили улочку, на которой находился отель, доисторическим рыком, а когда с гостиничной автостоянки на узенький проулок выполз первый грузовик, прохожие на тротуарах застыли в искреннем изумлении. Среди миниатюрных "пежо", малышей "смартов", компактненьких "фольксвагенов" наши выглядели плезиозаврами на детской игровой площадке.
Предваряемые эскортом мотоциклистов, зиловские "плезиозавры" ринулись к намеченной цели мимо всемирно знаменитого Ла Скала. Мимо Монтенаполеоне - улицы самых модных бутиков в Европе. Мимо шедевра мировой готики - собора Дуомо. Мимо потрясенных миланцев, спешивших на работу и замерших при виде устрашающих ярко-оранжевых чудовищ, вполне уместных на бездорожье Якутии, однако чрезмерных в интерьере этого игрушечного города с узенькими улочками, ювелирно построенными домами и уютными пьяцалле. К вечеру из газет миланцы узнали, в чем дело, и священный ужас, вызванный лихим проездом русских, сменился искренним интересом к нашей технике, покорившей, возможно, самый непроходимый в мире участок пути от мыса Шмидта до Уэлена.
А "русские монстры" тем временем уже парковались у ворот мебельного предприятия. Сначала итальянцы с детским любопытством исследовали шоферские кабины и внутренности крытых кузовов-кунгов - на наших "ЗИЛах". И только потом, когда интерес был хотя бы немного утолен, пригласили наших водителей и инженеров посмотреть, как делается едва ли не самая популярная в мире мебель.
И тут уже зиловские инженеры принялись чесать в затылках и писать в блокнотах. Оказалось, что на гигантском предприятии работает менее сотни человек (на ЗИЛе - 22 тысячи), оказалось, что годовой объем продаж здешней мебели составляет более 50 миллионов долларов (на ЗИЛе эта цифра меньше в разы), оказалось, что большая часть мебели охотно покупается развитыми странами Запада и в России (ЗИЛ может похвастать только российским рынком), оказалось, что работают на мебельном предприятии в основном компьютеры и роботы (на ЗИЛе, как известно, в основном люди)...
Человек и техника в новом веке - так можно было бы назвать стихийный симпозиум, который начался за обедом с итальянскими специалистами-мебельщиками и российскими инженерами- автостроителями, а продолжился с участием простых миланцев, которые на следующий день пришли на пьяцца Фонтана близ знаменитого средневекового собора, где и были припаркованы наши "ЗИЛы". Интересных мыслей и верных наблюдений и там, и тут было высказано немало. Лично мне запомнилось вот что: ни средние века, ни последующие не поставили женщин в один ряд с путешественниками-мужчинами. Эпоха великих географических открытий не знает женских имен, великие северные эпопеи пестрят только мужскими фамилиями. Вспомним Кука, Амундсена и Нансена, вспомним уроженца Милана итальянского генерала Умберто Нобиле...
Слабый пол ждал сильной техники. И, похоже, на рубеже ХХ и ХХI столетий дождался ее. Космические открытия перестали быть прерогативой мужчин: мир узнал имя русской "звезды" космоса Валентины. И вот теперь покорение девственных северных пространств будут связывать с мощной российской техникой и нежным итальянским именем Стефания, которое носит синьорина Дзини - очаровательная, миниатюрная уроженка Милана.
Кто знает, может быть, мощная техника нынешнего века понесет женщин дальше, чем мужчин, и всемирная история великих путешествий и открытий будет наполняться ласковыми именами?...
Спонсоры:
"ШИК" (финансовая поддержка); "Бритиш Петролеум" (топливо); "МТС" (телефонная связь); "3М" (оформление машин); "Домодедовские авиалинии" (авиабилеты); "Аэрофлот - Российские авиалинии" (авиабилеты); Columbia и "Спортмастер" (одежда); "Чукотская торговая компания" (переправка машин); "Сорокинструмент" (инструменты).
Автопутешествие проходит при поддержке правительства Москвы.