- Операция "Дропшот" началась фактически еще в 1954 году, - рассказал ученый. - Американцы тогда предварительно провели проверку нашей системы ПВО. В ночь с 28 на 29 апреля 1954 года три самолета "Боинг-47" со стороны Балтийского моря нарушили Государственную границу СССР и пролетели над европейской частью страны, очертив гигантскую дугу Балтийск-Новгород-Минск-Киев-Кишинев. Для перехвата в общей сложности было поднято 92 истребителя, но они не сумели выполнить поставленную задачу. Самолеты-нарушители беспрепятственно ушли в сторону Западной Германии.
- В чем же были причины фактически нулевой эффективности нашей ПВО?
- О них подробно сказано в рассекреченном недавно рапорте маршала авиации Вершинина тогдашнему министру обороны Булганину по поводу случившегося. Если коротко, то главная беда заключалась в том, что на истребителях тогда еще не имелось локаторов, а взаимодействие с наземными станциями наведения было отработано слабо. Поэтому наши летчики не сумели выйти на контакт с нарушителями и пресечь полет.
Успех воздушного рейда воодушевил американцев. Дело в том, что в штабных расчетах они оценивали возможные потери своих самолетов при ядерной атаке до 55 процентов. Эта цифра очень негативно сказывалась на настрое американских летчиков, что могло породить большое количество отказников в момент "Х". То, что около сотни наших истребителей ничего не смогли сделать с тройкой "Боингов", заметно подняло боевой дух американцев. У стратегов, похоже, зачесались руки.
8 мая 1954 года командующий стратегической авиацией США генерал Лемэй проинструктировал еще три экипажа "Боингов" и поставил задачу спровоцировать воздушный бой на границе СССР и Финляндии. Кстати, союзники по НАТО об этом полете проинформированы не были. Один из "Боингов" был перехвачен над советской территорией парой истребителей Северного флота. По нему велся огонь с дальней дистанции. Как выяснилось позже из донесений разведки, "Боинг" был сильно поврежден. И мы, как ни странно, должны быть, вероятно, благодарны его пилоту, который сумел довести подстреленную машину до базы в Англии, тем самым лишив натовских стратегов повода для обвинения СССР в нападении на их самолет якобы над территорией Финляндии.
Тем не менее руководство СССР понимало, что повод для агрессии можно найти всегда и нужно к ней готовиться. Когда же в руках Москвы оказались все выкладки плана "Дропшот", проблема неприемлемого для противника ответного удара встала во весь рост. Сложность ее решения состояла в том, что американцы собирались бомбардировать нас ядерным оружием с европейских баз, а мы могли остановить их только возможностью ответных бомбардировок непосредственно по территории США. Ракеты-носители, как известно, появились на вооружении в советских войсках только в 1959 году. На момент же разворачивания операции "Дропшот" мы могли уповать только на дальнюю авиацию.
- Какие советские самолеты в то время были приспособлены для дальней доставки ядерного оружия?
- Для этой цели проектировался дальний бомбардировщик Ту-95. Он был произведен в единственном экземпляре, но во время испытаний погиб. Работу по нему приостановили и переключились на самолет "М-4", который мог нести ядерное оружие. Но дальность полета этой машины не позволяла совершать, так сказать, транзитные рейсы СССР - США - СССР без дозаправки. На вооружении советских ВВС в то время еще не было технических систем, с помощью которых можно было бы пополнять горючее с самолета-танкера прямо в воздухе. Правда, генеральный конструктор В.М. Мясищев уже разработал такую систему, выполненную по схеме "Конус". Однако летчик-испытатель Марк Галлай во время полета в паре с самолетом-заправщиком ни разу не смог сконтактироваться с "Конусом" и пополнить горючее. Он в своем отчете забраковал эту систему, заявив, что необходима другая, сделанная по типу американского телескопического механизма заправки. Но ее разработка и внедрение потребовали бы еще 3 - 3,5 года, и мы никак не успевали бы до планируемого американцами удара по СССР - 1 января 1957 года. Оставалось единственное: срочно доводить до ума "Конус". Директор серийного самолетостроительного завода Дмитрий Осипов договорился с Мясищевым и взял эту работу на себя. Руководить испытаниями назначили меня. В группу вошли ведущий летчик-испытатель Николай Горяйнов, правый летчик Иван Лаптев, штурман Владимир Журавлев, бортинженер Григорий Нефедов. Опускаю все сложности нашей работы в обстановке цейтнота. Главное - результат: 26 сентября 1956 года мы выполнили полет на дальность, соответствующую расстоянию до США и обратно, с дозаправкой в воздухе. С этого момента можно считать, что ядерный шантаж США в отношении СССР потерял всякий смысл. За ходом испытаний лично следил Н.С. Хрущев, и, когда они закончились, была организована утечка информации о том, что СССР теперь имеет возможность ответного удара возмездия.
- Какими силами мог быть нанесен такой удар?
- На 1 января 1957 года у нас имелось 25 самолетов "М-4", оснащенных системой "Конус". Результат полета с дозаправкой мог быть похлестче, чем 25 Хиросим.
- Но ведь не все советские "М-4" смогли бы отбомбиться. Принималось ли в расчет противодействие ПВО противника?
- В то время ПВО США было ничуть не лучше, чем у нас. Но дело еще и в том, что достаточно было одному самолету отбомбиться прицельно, чтобы американцы получили неприемлемый для них результат. Не многие знают, что в районе Лос-Анджелеса через территорию США проходит мощный тектонический разлом (геологическая трещина в земной коре). Одна достаточно мощная атомная бомба, взорванная здесь, способна привести к тяжелейшей катастрофе. Стратеги США это прекрасно понимают. Поэтому-то они моментально отказались от операции "Дропшот", как только получили достоверную информацию о том, что наше ядерное оружие может поразить Лос-Анджелес.
Так своевременно разработанное в общем-то несложное техническое устройство помогло спасти мир от возможной ядерной войны.