Умный дом в российских условиях

«Труд» рассказывает о самых доступных и технологичных способах сделать минимальными расходы на эксплуатацию своего жилища, а также уменьшить вредные выбросы в природу

В рамках информационной компании в поддержку государственной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на период до 2020 года были проведены пресс-туры, участником которых стал корреспондент «Труда».

Многие российские рядовые граждане к подобным мероприятиям государственного масштаба относятся с недоверием, а то и с нескрываемой иронией. Но пишущему журналисту, постоянно воспринимающему себя именно рядовым гражданином-обывателем, в программе этих туров было много интересного именно с точки зрения практического приложения этих знаний — тренинги, семинары, а также посещение объектов энергетики различных регионов и центров инноваций и энергоэффективности, созданных Министерством экономического развития Российской Федерации.

На практике все технические средства, повышающие экономичность и экологичность потребления энергии, легче применять в условиях частного дома, чем квартиры. И Россия в этом плане пока значительно отстает от развитых стран, в первую очередь США, Канады, Великобритании, Японии, и особенно от скандинавов, которые в последние годы буквально помешаны (в хорошем смысле слова) на идее создания «умных домов». Но если рассматривать это явление в полном смысле этого слова по западноевропейским меркам, то для рядового россиянина его строительство и оборудование нереальные деньги – порядка миллиона долларов, которые необходимо потратить еще до заселения. А многие компоненты «умного дома» уже вполне могут организовать работающие в России фирмы. Например, если вы хотите, чтобы при хождении из одной комнаты в другую вслед за вашими перемещениями включались и выключались освещение, кондиционеры, телевизоры (на нужном вам канале), то установка подобной услуги вам обойдется «всего-навсего» в 100 тысяч рублей.

Обычному россиянину «умный дом» в датском или японском исполнении окажется не по карману. А так называемых «новых русских» нуворишей экономичность жилья и вредные выбросы в природу, как правило, заботят в наименьшей мере.

Так что пока имеет смысл говорить о тех компонентах «умного дома», которые реально доступны широкому кругу граждан. И потому пока начнем с компонентов энергоэффективных.

Общая справка

Чем отличается энергосбережение от энергоэффективности? Если говорить упрощенно: первое – это когда семья проводит вечер в одной комнате, чтобы жечь лишь одну лампочку; второе – это когда живут комфортабельно, применяя современное эффективное оборудование.

Если идеями энергоэффективности всерьез увлечется россиянин, то ему следует учесть несколько специфических факторов, в том числе наш холодный климат и относительно дешевое топливо.

Россия, как известно, является одним из лидеров (а по некоторым показателям и явным лидером) по запасам энергетических ресурсов. 15% необходимой энергии Россия получает от ГЭС, 15% – от АЭС, остальные 70% – от сжигания топлива.

Для сравнения: сейчас в шведских домах на один квадратный метр жилья расходуется в 2 раза меньше энергии, чем в России. Хотя климат схож, а скандинавы не столь бедные люди, чтобы экономить на тепле в ущерб бытового комфорта.

Таким образом, в реальных условиях жизни небогатого россиянина самый дешевый и самый эффективный ресурс энергосбережения – оборудование технологичных методов обогрева и теплоизоляции своего дома. В этом плане пользу дает как применение современных материалов и агрегатов, так и использование элементарных технических рекомендаций. Начнем со второго.

Полезные советы

– Не загораживайте батареи отопления решеткой, мебелью и плотными шторами. Если стены за радиаторами обклеите фольгой или покрасите «серебрянкой», это повысит температуру в комнате. 

– В летнее время следите за кондиционером. Неправильно настроенный агрегат потребляет в 2 раза больше электроэнергии, чем нормальный. А неисправный и вовсе может дополнительно нагревать воздух вместо его охлаждения. Снижают эффективность также утечки сквозь щели в окнах и дверях, а если они открыты, то кондиционер и вовсе быстро выходит из строя. Фильтр рекомендуется проверять ежемесячно, иначе резко снижается эффективность работы.

– Обеспечьте теплоизоляцию дома хотя бы на отопительный сезон. Хотя бы подручными средствами.

– Холодильники часто ставят на кухне. И если этот агрегат стоит рядом с печкой, отопительной батареей или даже кухонной плитой, он потребляет на 15–40% больше электроэнергии и быстрее выходит из строя. Щели или даже сильное загрязнение уплотнителя на дверце холодильника увеличивают расход энергии на 20% и более.

Чаще размораживайте холодильник. Между его радиатором и стеной помещения оставляйте зазор.

Не ставьте в холодильник горячую еду!

– Бытовые электронные приборы в режиме ожидания потребляют от 3 до 10 Вт. Если это не затруднительно, отключайте их от сети.

– Если пламя горелки выходит за пределы дна кастрюли, 50% тепла уходит на обогрев кухни.

Приготовление еды в грязной (в том числе с накипью) и пригоревшей посуде может увеличить количество потребляемой энергии в 3–5 раз. Кипятите в чайнике столько воды, сколько в данный момент хотите использовать.

– На принятие ванны требуется в 10–20 раз больше воды (в том числе и горячей), чем на пользование душем.

Что сберегают энергосберегающие лампы?

Немного об энергосберегающих лампах. Чаще всего таким термином именуют ртутные лампы. По сравнению с вольфрамовыми лампами накаливания они, как правило, потребляют энергии в 4–7 раз меньше, но и намного дороже стоят. Некоторые относят к энергосберегающим и галогенные. Но это неправильно: галогенные – те же самые лампы накаливания, но немного улучшенные в плане накачивания в них паров галогена, т. е. йода или брома. А ртутные лампы в последние годы так заполонили наши магазины, что народ уже жалуется на них. Чаще всего на то, что они либо сразу горят тусклее, чем было обещано продавцом, либо постепенно тускнеют в течение месяца эксплуатации. Причина, как правило, в плохом качестве изготовления. Как избежать покупки брака? Специалисты называют два относительно простых и надежных способа, доступных неспециалисту.

1. Включив лампу в работу, проверьте, насколько быстро она нагревается. Если быстро – это брак.

2. Покупайте только изделия известных марок. Дешевизна должна вызвать подозрение: цены менее 100 рублей не может быть при хорошем качестве. Впрочем, у нас вполне могут «впихнуть» по высокой цене и брак. И на изделии даже будет красоваться марка известной фирмы. Вы можете проверить по интернету: в магазины какой серии поставляют свои изделия те или иные фирмы.

Кроме того, практически все «энергоэффективные», в смысле – ртутные лампы имеют два особых, специфических недостатка.

1. Они быстро приходят в негодность, если давление в вашей сети сильно «скачет»

2. Они вредны. Если разбить в закрытом помещении большое количество ртутных ламп, то можно повредить легкие. Изготовителей обязали указывать для потребителей, что отслужившие свое лампы следует сдавать в специальные пункты приема. Но на деле найти эти приемные пункты даже в Москве (не говоря уж о малых городах и селах) практически нереально.

А вот светодиодные лампы еще раз в 5-7 эффективнее энергоэффективных, извиняюсь за тавтологию. Они не боятся скачков напряжения. По спектру света, указанному в паспорте, можно найти самые подходящие именно для работы – для остроты зрения, – либо наиболее расслабляющие для отдыха и т. д. Единственный недостаток: они на порядок дороже даже по сравнению со ртутными.

Но в промышленности идет тенденция к снижению цены – за счет быстрого увеличения «тиража», а также за счет перепрофилирования многих военных производственных объектов, производящих армейскую электронику, под светодиодные лампы бытового назначения.

Корреспонденту «Труда» в общении с производителями этих ламп довелось уловить любопытную тенденцию: многие российские производители светодиодных ламп на самом деле изготавливают их в Китае. То есть высший эшелон руководства и инвесторы российские, технологии порой тоже российские. А вот линии сборки ставят в Китае: дешевле аренда, ниже зарплаты рабочим, и многие комплектующие детали в Китай проще поставлять, даже если они американские, а тем более тайваньские, гонконгские, японские и, конечно, китайские. Впрочем, на территории России тоже успешно налаживают производство светодиодных ламп – сборка и даже производство отдельных деталей. Единственное, чего пока не научились делать – выращивать кристаллы для светодиодов.

Потратимся на оборудование – будем экономить на оплате

Теперь о рекомендациях: какие материалы выгодно (с точки зрения энергоэффективности) использовать при строительстве и отделке дома и какими агрегатами лучше пользоваться. Универсальных советов на эту тему дать невозможно. Здесь многое зависит от разных факторов: от достатка хозяина, от его технической эрудиции и квалификации, от региона проживания, от цен на те или иные энергоресурсы.

В большинстве случаев можно порекомендовать установку современных пластиковых окон. Цена на них непрерывно падает, а эксплуатационные качества очень высоки. Впрочем, даже при наличии таких бесспорных преимуществ могут вылезать и слабые стороны, о которых изначально трудно бывает догадаться даже специалисту. Вот пример: в Красноярске в духе модернизации заменили в старом здании школы все окна и двери на более современные, поставили теплоизлирующие маты и герметизировали щели… а комиссия по приемке признала здание негодным для эксплуатации по нормам воздухообмена – раньше вентиляция шла через щели деревянных рам и дверных косяков. А старая конструкция дома оказалась несовместима с установкой современных вентиляционных конструкций. Мораль сей басни: учитывайте необходимость вентиляции, причем при увеличении размеров дома эта проблема возрастает.

Вообще, как утверждают специалисты, гораздо проще и дешевле применение современных теплоизоляционных материалов учесть при планировании дома (и многие специализированные фирмы этим занимаются), чем утеплять строения старые.

Применяйте более современные приборы отопления. Теплоотдача алюминиевых радиаторов на 40% выше, чем у чугунных.

При отоплении квартиры электричеством теплые полы повысят эффективность обогрева на 25%. Впрочем, современные модели, все шире поступающие в продажу, позволят самостоятельно уложить под полом в виде синусоиды довольно эффективный радиатор, работающий от нагревательного котла.

Один из примеров эффективности – современная индукционная плита. При ее применении происходит нагрев именно посуды, но сама плита остается холодной. Этот принцип позволяет сократить время нагрева воды, а также энергозатраты в 2–3 раза.

Курьезы нашего времени

Когда Красноярский Центр инноваций и энергоэффективности бросил местному населению клич о поисках нестандартных решений в экономии электричества и топлива, то первый «кулибин», предложивший свои идеи, принес в этот центр компактное устройство, заставлявшее электросчетчик крутиться в обратную сторону.

В ногу со временем

Когда я впервые увидел на выставке действующую модель теплового насоса и мне сообщили, что по эффективности этот агрегат может в 5–6 раз превзойти электроплитку или калорифер, я поначалу подумал, что это попытка пропиарить очередную модель вечного двигателя. Суть работы в том, что в морозную погоду насос гоняет жидкость по трубам в глубину, откуда она возвращается нагретой – по сравнению с температурой воздуха на поверхности земли. Эффективность работы этого агрегата можно значительно повысить присоединением к нему различных устройств. Например, компрессора, подобного тому, какие действуют в холодильниках. Ведь и холодильник отдает в комнату гораздо больше тепла, чем потребляет энергии из электросети. А в жаркую погоду теплонасос может хорошо работать на охлаждение помещений, при этом он экономичнее кондиционера и не приносит вреда здоровью.

Первые модели тепловых насосов были созданы аж в далеком 1855 австрийцем Петером Риттингером по теоретическим разработкам знаменитого ученого лорда Кельвина.

Другое дело, массовое применение тепловых насосов возможно лишь при их высокой эффективности. В России она пока ограничивается многими причинами. Одна из них – относительно низкие (пока) цены на нефть, газ и уголь. Вторая – высокая цена насоса, громоздкость его агрегатов, сложность в монтаже и эксплуатации. В России пока еще нет фирм, производящих гарантийный ремонт. Но даже и при этом цена на тепловые насосы даже в нашей стране снижается. Если 10 лет назад его цена была 2 миллиона рублей, то сейчас 700 тысяч, а в некоторых вариантах комплектации – 300 тысяч.

Уж если затронули тему обогрева, в частности, перспективные в этом плане тепловые насосы, то еще более уместным в этом плане выглядит тема освещения. Тема, конечно, очень объемная.

Но в Скандинавии и Японии уже давно работают умные дома, которые полностью автономны по части энергообеспечения и даже способны «экспортировать» электричество! Возможно ли такое у нас? Специалисты на этот вопрос отвечают оптимистично, но осторожно.

В беседе с Алексеем Панченко, начальником отдела инноваций ФЭСКО, я сказал, что еще 10 лет назад видел в турецкой Анталии целые кварталы типовых домов, крытые солнечными батареями вместо шифера.

– На самом деле это – в основном тепловые панели для получения холодной воды. Хотя внешне они и вправду похожи на солнечные электрогенераторы.

– Но на тех же крышах стоят и черные металлические бочки. Зачем они нужны?

– Плоские панели собирают тепло солнечных лучей, а бочки выполняют роль термоаккумуляторов. Кстати, утверждение, что эти системы эффективны лишь в Турции и более теплых странах – заблуждение. Широкое распространение они получили в Германии и Швеции, на севере Франции и Японии. Они могут быть полезны и у нас. На самом деле интенсивность солнечных лучей во многих российских регионах очень высока, и не только на юге, но и на востоке и даже некоторых северных регионах. Другое дело, в период зимних морозов действие этих … придется приостанавливать либо заменять в них воду … 

– А каковы перспективы пользования индивидуальными солнечными и ветряными источниками энергии в России?

– Это пока ограничивается неуклюжестью наших законов. В России до сих пор не предусмотрено таких случаев, чтобы человек, вырабатывая на своем участке электроэнергию, мог зарабатывать этим, направляя ее в крупные энергосистемы или хотя бы своих соседям по поселку. А в большинстве цивилизованных стран в таких случаях предусмотрен даже зеленый тариф. То есть владелец альтернативных источников может продать государству или крупным энергосетям свое электричество в полтора или даже в два раза дороже, чем оно стоит для потребителей в данном регионе. Государство таким образом, во-первых, стимулирует экологическую чистоту энергетиков, во-вторых, подготавливает почву к тому, чтобы экономика была готова к тому моменту, когда цена на экологически чистые источники энергии сравняется с традиционными. Это время может настать довольно скоро, потому что углеводороды непрерывно дорожают. Солнечная энергия, по данным специалистов-энергетиков, за последние 10–15 лет подешевела в 8–10 раз, ветряная – в 5–6 раз. Перспективы развития солнечной энергии – даже в холодной России – связаны с несколькими специфическими факторами. В нашей стране налажено самое трудоемкое звено из всей производственной цепочки – изготовление кремниевых элементов. Россияне их поставляют в страны Европы, где их компонуют в панели, отлаживают… и потом экспортируют в Россию. Еще один фактор: наша холодная Россия, оказывается, не так уж бедна интенсивностью солнечного излучения. Посмотрите на карту: …(рис. СОЛНЕЧНЫЕ РЕСУРСЫ.) просто надо выбирать районы.

Какой из возобновляемых источников энергии у нас сейчас наиболее реален к применению? Вот что рассказал «Труду» доктор технических наук Иван Редько, заместитель генерального директора ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» Министерства энергетики Российской Федерации:

– Однозначно – биотопливо. Но и в этом направлении придется прикладывать усилия и российским властям, и крупному бизнесу, и простым гражданам. Простую деревенскую печь, если ее отапливать отходами деревообработки или строительным мусором, можно считать источником возобновляемой энергии. В Дании, Швеции и многих землях Германии практически весь мусор на свалках перерабатывается. Мы же в этом направлении лишь пытаемся делать первые шаги. Например, на многих крутых подмосковных дачах новые русские все чаще пользуются нагревательными котлами, работающими от пеллеты – гранулированного топлива, выработанного из отходов деревообработки. Россия в 2010 году импортировала 400 тысяч тонн пеллеты, хотя миллионы тонн сырья для нее вывозятся на свалку либо просто засоряют землю вокруг населенных пунктов. А ведь у нас есть еще тысячи квадратных километров лесов, захламленных валежником. Если вспомнить недавнюю историю: в первые послевоенные годы на улицах советских городов нередко можно было встретить некие подобия колесных тракторов, работавшие на чурках (в смысле – деревянных обрубках. – «Труд»). Но потом из восточных регионов России хлынули дешевые нефть и газ, и общедоступные (для любых регионов страны) местные источники энергии были прочно забыты.

Еще в 1930–1950-х годах станции на торфе давали значительную долю вырабатываемой в СССР электроэнергии энергии. А в качестве топлива – еще большую долю. Сейчас они практически все ликвидированы – вытеснены более дешевыми и легко добываемыми углеводородами. Хотя реальная картина такова, что для добычи нефти и газа уже приходится бурить очень глубокие скважины в труднодоступных местах, вплоть до Северного Ледовитого океана. Так что возвращение к торфу неизбежно.

Его российские запасы составляют более 50% от мировых. И торф полноправно называется возобновляемым источником энергии: за счет природных процессов на территории России запасы торфа увеличиваются на 250 млн тонн ежегодно. Добыча торфа сейчас составляет порядка 3 млн тонн, в советское же время максимум добычи составлял 90 млн тонн. К тому же торф очень практичен, если его использовать не только на крупных ГЭС, но и в печках и нагревательных котлах домов частного сектора. Германия и Скандинавия давно выпускают экономичные суперсовременные агрегаты, работающие на торфе. И немцы для этого даже в больших количествах импортируют торф из Швеции. Готовы покупать и у нас. Но в России, согласно новым программам, вместо промышленной добычи торфа планируется массовое затопление пожароопасных торфяных болот. Лично я считаю это преступлением. Во-первых, мы губим дешевые и доступные залежи топлива, удобрений, сырья для парфюмерной индустрии. Во-вторых, учитывая изменившийся за минувшие полвека климат, еще неизвестно, насколько вредны окажутся для живущих в этой местности людей вновь образованные болота.

Несложно заметить: Россия имеет очень энергоемкие производство и жилищный сектор. Расточительнее нас только Украина и Казахстан. Слаборазвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки тратят на производство единицы продукции меньше нас, так как им не приходится отапливать заводские помещения и жилье. При таких раскладах вступать в ВТО попросту опасно: российские товары станут не конкурентоспособны даже у нас в стране. А жить у нас станет еще дороже!