- Наверное, всему виной особая энергетика, которую я здесь ощущаю. Когда-то, читая Достоевского и других классиков, все время пыталась понять, что это такое - загадочность русской души? Сейчас, живя в России, будучи замужем за русским, постепенно начинаю вникать в разгадку, хотя знаю, что до конца никогда и никому ее не распознать...
- У вас действительно хороший русский...
- Будем думать, что так оно и есть: ведь шесть лет назад, когда мой будущий муж Михаил Бондаренко только пытался ухаживать за мной, я знала всего четыре слова. И среди них -услышанное от русских друзей: "халява"...
- Мне сейчас вспомнилась романтическая история знакомства и любви героев фильма "Римские каникулы". За стенами дворца принцессе тоже пришлось услышать слова, далекие от придворных тонкостей...
- И нам с мужем нравится этот фильм, но наша "love story" сложилась счастливее, хотя ничто не предвещало возможность особых отношений. Мы познакомились на одном из приемов в Лондоне. Я тогда изучала международное право в Оксфорде, а Михаил приехал с деловым визитом. Мы перекинулись парой протокольных фраз. Очередная встреча произошла уже на Кипре, где я работала продавщицей в одном из супермаркетов...
- Принцесса - за прилавком?
- Как говорит русская пословица - охота пуще неволи. Я по гороскопу Козерог, к тому же во мне кипит кровь предков - правителей древнего государства Канди, что на Шри-Ланке. Если что задумаю, непременно добьюсь. Тогда мне хотелось самостоятельности, карманных денег, и я за 450 долларов в месяц работала в кондитерском отделе. Тут меня и увидел вновь Михаил, приехавший на Кипр. Мы договорились, что после работы поужинаем вместе.
- Как "простой смертный" ухаживал за принцессой?
- Это была красивая встреча, как и несколько последующих, но они разочаровывали Михаила, потому что я приходила на свидания в сопровождении подруг. Пришлось объяснить, что этого требует этикет, поскольку негоже принцессе встречаться без свиты с молодым человеком. Вот так раскрылась моя тайна, которая ничуть не отпугнула моего кавалера: через месяц он сделал мне предложение, и мы расстались на "обдумывание". Я поехала к своим родным, где узнала, что вот-вот должна выйти замуж за одного из отпрысков аристократического рода... Стать женой человека, которого я ни разу не видела? Это было не по моему нраву, и я, никому не сказав ни слова, улетела к Михаилу.
- Не слишком ли опрометчивый шаг для восточной девушки, которая была воспитана в католическом монастыре кармелиток в строгих рамках морали, родовых традиций?
- До сих пор моя мама, которая считается главной в роду, и ее слово - закон для всей родни, со мной не общалась, не может простить мне этого своевольного замужества. Но прошло время, у нас с Михаилом растет дочь Сунита, и мама, видимо, смиряясь с этим браком, мечтает увидеть внучку.
- Вы помните свой первый приезд в Москву?
- Это было 27 января 1998 года, стоял жуткий мороз в 30 градусов. Всюду снег, лед. Мне казалось, что я и сама превращусь в ледышку или - в Снегурочку.
- Вы не попробовали отогреться по-русски: рюмкой водки да под селедочку с луком?
- Было такое однажды в гостях: видимо, так "отогрелась", что теперь зима - мое самое любимое время года, которое мы всегда проводим в России. Кстати, четырехлетняя Сунита предпочитает русскую кухню, к которой ее приучили русские нянечки. С ними у меня все время борьба: соленое нельзя, сладкое вредно, утром обязательно овсяная каша на воде... Не представляю, как это можно кушать без разных специй. Но каждое утро, когда вспоминаю о распорядке дня, о встречах, приемах, которые ожидают меня, смиряюсь с "пресной" жизнью дочери. И только раз в году, 31 декабря я "бунтую". Мы уезжаем на природу, в Подмосковье, и тут я даю волю своей фантазии: готовлю шриланкийские национальные блюда. Гостям особенно нравится рис с морепродуктами. Хотя, признаться, и квашеной капусте находится место на праздничном столе: закуска отменная.
- Правда, овсянка на воде - не русское изобретение, но тем не менее скажите, каких впечатлений вы набрались за шесть лет жизни в России?
- Вот вы и задали привычный русский вопрос: а как вам у нас? Причем ждете, видимо, комплиментарных слов. Кстати, вот для меня еще одно загадочное качество россиян: они могут сами пренебрежительно говорить о родине, уезжать за "лучшей долей" за тридевять земель и - страдать, услышав на чужбине что-то ругательное, пренебрежительное в адрес своей страны. Странный патриотизм. Богатейшая страна, богатейшие возможности - зачем же покидать ее?
Что еще бросается в глаза, так это политизированность общества: все смотрят телевизор, слушают выступления политиков, чтобы на следующий день с соседями или коллегами обменяться мнениями, суть которых - "да разве им можно верить?". Еще отметила готовность сопереживать несчастным и не жаловать удачливых и богатых. Но самое удивительное - безграничная доверчивость. Россияне могут с первым встречным говорить о своих планах, пригласить незнакомца в свой дом, даже в бизнес. Более того, прежде чем взяться за дело, они будут долго говорить, "выворачивать пуговицы" собеседнику, а потом забудут обо всем. На Востоке все по-другому: по рукам не ударят, предварительно не узнав, с кем имеют дело, можно ли ему доверять и т.п. Мы - очень осторожны, не станем раскидываться ни дружбой, ни связями, ни деньгами.
- Вы были столь же осторожны, когда решили передать Русской православной церкви свои фамильные драгоценности для реставрации оклада Феодоровской иконы Божией Матери, которая находится в Богоявленском кафедральном соборе Костромы?
- О, здесь все на уровне эмоционального восприятия Костромы, ее храмов, костромичей, Волги. Немаловажно и то, что с чудотворной Феодоровской иконой связано прекращение великой смуты, рост могущества Руси, она была покровительницей царского рода Романовых. К тому же, как известно, часть драгоценных камней, украшавших икону, были цейлонского происхождения. Все это глубоко волнует меня.
- Даже несмотря на то, что вы католичка?
- Мой муж - православный, дочь тоже крестили в православии. Мы в семье очень долго готовились к этому шагу, читали Суните тексты духовного содержания, а когда приехали на обряд Таинства Святого Крещения, она, увидев архиепископа Костромского и Галичского Александра (он крестил Суниту) в облачении, спросила его: "Это ты Бог?" Владыка, смущенный детской непосредственностью, сказал, показав на сердце: "Бог у нас вот тут"...
- А Фонд афро-азиатского развития, который вы возглавляете вместе с мужем, окажет содействие в этом благородном деле?
- Мы с мужем не хотели бы примешивать одно к другому. Кострома, Феодоровская икона - это наша с мужем душа, наша любовь. Что касается фонда, то тут уже - геополитика. В середине марта вместе с Академией бизнеса и предпринимательства Российской академии мы планируем провести азиатский деловой форум, в котором примут участие самые известные бизнесмены азиатско-тихоокеанского региона, такой своеобразный наш Давос.
- Прежде чем согласиться на встречу с журналистами "Труда", вы просили разрешение на это у мужа. Выходит, Восток столь глубоко сидит в вас? Кто в доме хозяин?
- Безусловно, муж, хотя он бы сказал то же самое обо мне. Вообще вся наша совместная жизнь с мужем - это поиск компромиссов, которые мы удачно находим, не забывая, "что у каждого есть" право вето.
- В каких же случаях принцесса пользуетесь своим вето?
- Когда я наверняка знаю, что прав муж, а не я. Тут сказывается королевская кровь. Михаил великодушно уступает, первым идет на примирение. Он вообще - экстраверт, у него душа и дом нараспашку. Я же - полная ему противоположность: от монастырского воспитания трудно избавиться.
- От чего можете заплакать?
- От того, что здесь нет привычных специй, что цейлонский чай совсем не цейлонский, что к Новому году надо подобрать соответствующее сари и муж, ожидая, пока я облачусь в национальную одежду, а на это уходит более двух часов, не раз пошутит: ну кто его заставлял жениться на шриланкийской принцессе?
- Что загадали вы под бой Кремлевских курантов в новогоднюю ночь?
- Чтобы Господь помог сохранить нашу с Михаилом любовь, семью, о которой я мечтала. Любви, здоровья и благополучия я желаю и всем читателям уважаемой газеты "Труд".