Многие события, ожидающие нас в международной жизни в ближайшей перспективе, станут проекцией
Многие события, ожидающие нас в международной жизни в ближайшей перспективе, станут проекцией обозначившихся тенденций года ушедшего. Как считает политолог, директор Института стратегических оценок Сергей ОЗНОБИЩЕВ, из иракского кризиса как ключевой драмы 2003 года следуют два важнейших вывода. Первый состоит в осознании ограниченных возможностей - силы как таковой и сложившегося однополярного мира. Второй вывод: подтверждена ключевая роль международных институтов, в первую очередь ООН, для поддержания мира и безопасности.
Несмотря на пессимистические прогнозы начала минувшего года, значение этих институтов укрепилось. В 2004 году Белый дом будет и дальше предпринимать самые активные усилия, чтобы "передать" ситуацию в Ираке под эгиду ООН и тем самым снять с себя ответственность за происходящее и за растущие политические и финансовые издержки иракской кампании. При сохранении ситуации неопределенности в Ираке можно ожидать, что элементы недоверия между Москвой и Вашингтоном - вопреки всем декларациям - будут и дальше мешать нашему полнокровному взаимодействию.
Набежала тень и на отношения между Россией и Европейским союзом. Сохранение, а в некоторых случаях даже "обновление" антидемпинговых мер со стороны ЕС в отношении ряда российских товаров становится постоянным раздражителем политического партнерства. Настойчивое требование Евросоюза привести цены на энергоносители "в соответствие" с европейскими заставило президента Путина весьма резко одернуть европейских чиновников.
В отличие от предсказуемости политического курса практически у всех долгосрочных партнеров Запада Россия пока мечется - от полностью прозападного курса начала 90-х годов до ощутимых элементов антизападной риторики большинства политиков, успешно прошедших в последний парламент. К сожалению, симптоматичной можно считать инициативу группы американских сенаторов-республиканцев по приостановлению членства России в "большой восьмерке" в связи с делом ЮКОСа.
Таким образом, в 2004 году холодный ветерок в отношениях с Западом, который начал ощущаться весьма отчетливо, может окрепнуть. В этой не слишком благоприятной ситуации, на фоне роста внутренней оппозиции как в России, так и в США курсу на сотрудничество остается надеяться только на первых государственных лиц. Именно они в состоянии изменить негативную тенденцию и способствовать появлению "позитивного багажа" - сети крупных совместных проектов в разных областях, которые уравновешивали бы колебания политического климата. Вспомним: на первом саммите Буша и Путина в июле 2001 года президентам удалось перевести стрелку отношений от "холодного мира" к декларированному партнерству.