Наше ТВ будто не знает этой элементарной истины: оба праздника оно трактует совершенно одинаково. В этом году - в особенности. Нет, конечно, телеканалы делают необходимые реверансы в сторону церкви, давая многочасовые трансляции рождественских служб. Скандальное противостояние, случившееся несколько лет назад по поводу демонстрации фильма "Последнее искушение Христа", многому научило телевизионщиков. Но, научившись осторожности, эти люди не обрели святости или хотя бы такта.
Фактически только канал "Культура" отозвался на рождественский праздник документальным сериалом "Святыни христианского мира", остальные предпочли "отметить" его, продолжая новогоднее веселье по хорошо знакомому образцу: попсовые концерты, увлекательные ток-шоу на такие высокодуховные темы, как "Бабник" или "Особенности национального застолья", эротические фильмы невысокого пошиба да юмористические программы...
В последних ТВ преуспело в особенности. Давно уж не помню, чтобы один и тот же непритязательный эстрадный концерт занял три часа эфирного времени в день Рождества сразу на двух крупнейших телеканалах. Первый и "Россия" наперегонки дали "Кубок юмора-2003", где были собраны артисты, чьи имена чаще других склоняются в обзорах критиков как символ отнюдь не самого высокого вкуса.
В последнее время у наших телевизионщиков почему-то сформировалось стойкое убеждение, что публика, мол, дура и ничего, кроме самых примитивных мелодий, танцев и шуточек, ей не понять. На этом убеждении вырос целый тележанр, начало которому несколько лет назад положила передача "Клуб "Белый попугай". Если кто подзабыл, напомню ее содержание: в студии собирались известные люди, артисты эстрады, кино и театра, сидели себе, пили, закусывали и "травили" без всякого там сценария кто замшелые анекдоты, кто байки из своей профессиональной жизни. Рядом, в большой узорной клетке, находился белый попугай Аркаша. Он терпеливо дышал прокуренным воздухом, слушал перебивающие друг друга голоса клубменов, наслаждался взрывами смеха присутствовавших.
Если б Аркаша имел возможность полетать по домам телезрителей, то, наверное, обнаружил бы, что смеха там было поменьше и звучал он не так громко и не так часто, как в студии. Телевизионщики, понятно, не очень задумывались над этим, и, несмотря на хулу рецензентов, "Клуб" переходил из сезона в сезон.
Сегодня на смену ему пришел похожий на него как две капли воды "Клуб "Театр+ТВ". Прежде, в доклубной своей истории, передача, которую вела Е.Уфимцева, отличалась пристальным вниманием к мастерам сцены. Встречи с ними, неспешные беседы об искусстве и жизни, происходящие в изысканно оформленной студии, производили впечатление. Но, увы, не давали "ломового" рейтинга, о котором, как известно, мечтает телевизионное начальство.
Теперь в уютном зальчике ресторана собираются завсегдатаи прежнего клуба и с новой силой "травят" все те же старые анекдоты, актерские байки, хохмы из киношной жизни. За последние два месяца вышло четыре выпуска "Клуба "Театр+ТВ": теперь его вместе с Е. Уфимцевой ведет М. Швыдкой. В начале ноября, в связи с 85-летием революции, вспоминали казусы из театральной "ленинианы". Потом отмечали 75-летие Э. Рязанова, затем поминали Г. Горина. В минувшую пятницу славили Новый год и Рождество. Все эти события отмечали практически одним составом и, увы, почти одинаковым способом.
Контрастом к поверхностному, а местами и пошловатому "Клубу" выглядели вышедшие назавтра "Версты". В них тоже было рождественское веселье, звучали песни, горели восторгом глаза артистов, но материал искусства не обесценивался, не разменивался на медяки мимолетных реакций. На экране мощным, полнокровным потоком представало народное творчество - от самодеятельного ансамбля из небольшого рязанского поселка до знаменитого Государственного хора радио и ТВ под руководством Николая Кутузова.
Я смотрел "Версты", и меня преследовала шальная мысль. Что если б в "Джонке" - там в уголке стоит телевизор - участникам клуба показали эту передачу? Смогли бы они после увиденного так же бездумно и без особого смысла хохмить? Не заставила бы их могучая стихия народного искусства по-другому отнестись к себе и к своим шуткам? А заодно - и к той роли, которую они исполняют в Пьесе, написанной нынешним Драматургом-Телевидением?
То, что этот персонаж умеет сочинять и другие пьесы, доказал в сочельник вечером спортивный канал ТВ7. Там стартовал цикл передач "После пьедестала", который ведет знаменитая Ирина Роднина. Героиней выпуска стала Мария Исакова, легендарная чемпионка мира по конькобежному спорту первых послевоенных лет. Тут было все, за что мы ценим ТВ: яркая личность гостьи, искренние признания, неожиданные встречи, уникальные документы времени. А еще любовь - главное, чем отличается Рождество от других праздников на земле. Любовь не к себе, а к людям, к своему делу, ко всему сущему, светлому в этом мире.
Мне кажется, что и "После пьедестала" было бы полезно показать участникам веселого вечера в "Джонке": глядишь, кое-кто из собравшихся там задумался бы над истинной иерархией ценностей в жизни и искусстве...