У правительства свои резоны - новшество призвано упорядочить сбор налогов с многочисленных продавцов топлива, а также вытеснить с рынка "самопальный" бензин. Как известно, акцизы на бензин являются косвенными налогами, то есть включаются в цену товара и оплачиваются непосредственно покупателем. Так вот, ими отныне будут облагаться владельцы АЗС. Именно они, а не принадлежащие нефтяным магнатам НПЗ станут нести бремя конечных расчетов с бюджетом.
Впрочем, массовым налогоплательщикам и автолюбителям нет особой разницы, куда пойдут их денежки. Одно можно сказать точно: новая система взимания акциза на бензин объективно выгодна вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Тому, кто держит в руках "цепочку" от добычи до продажи бензина, теперь проще будет подмять под себя независимых операторов, занижающих цену топлива за счет продажи "левого" бензина. В этом случае бесспорный плюс от нового порядка уплаты акцизов получит экология, ибо количество смога в атмосфере должно резко уменьшиться. В этом направлении постарались и депутаты Госдумы, запретившие с 2003 года использование в России дешевого и вредного этилированного бензина.
Во всем остальном потребителю новые акцизы доставят одни неприятности. Акцизы на табак вырастут дифференцированно. Причем более всего "пострадают" дешевые сигареты без фильтра. В МНС считают, что цена пачки сигарет в рознице вырастет всего на 3 - 5 процентов. Табачники заявляют, что сигареты в новом году подорожают не меньше чем на 15 - 20 процентов. С алкоголем и пивом похожая картина. Акцизы на них вырастут на 15 и 25 процентов соответственно. Совершенно точно одно: за вредную привычку гражданам придется платить дороже.
По оценкам ряда экспертов, январский рост розничных цен на горючее может составить от 3 до 15 процентов.
В новой ситуации вполне может случиться, что независимые владельцы АЗС разорятся и произойдет передел топливного рынка между крупными компаниями. Тогда нефтяные олигархи получат возможность фактически безраздельно диктовать свои цены. Собственно, уже сегодня главными факторами, определяющими стоимость горючего в России, являются договоренности нефтяников и уровень платежеспособности потребителей. При этом фактор конкуренции становится все менее значимым, равно как и ситуация на мировом рынке нефти.
Как в свое время мы сообщали, ценовой порог в 30 - 35 центов за литр бензина Россия одолела прошлым летом. Примерно столько стоит горючее в США, так что хрущевский призыв "догнать и перегнать Америку" мы уже реализовали в части розничных цен на топливо. Осталось подтянуться к заокеанским стандартам с зарплатой и уровнем жизни. Но это сделать, увы, куда труднее.