Со слов правдоискателей, к самовольному оставлению части их подтолкнули систематические издевательства со стороны офицеров. Почему-то те особо распоясались именно под Новый год. В ночь с 31 декабря на 1 января, рассказали беглые военные железнодорожники, в 3-ю роту, где они служат, пришел дежурный по части капитан Присич и зачем-то трижды выстрелил из газового пистолета в лицо младшему сержанту Петровскому. К 4 утра унижения продолжились, только теперь руками майора Волынца и его брата - старшего прапорщика. Вот и пришлось солдатам бежать за защитой к питерским общественницам. При этом вначале сообщалось, будто госпитализированы рядовой Хасанов (сломана челюсть), младший сержант Адамов (отбита селезенка) и все тот же младший сержант Петровский с повреждениями поменьше.
Совершенно иначе все выглядит в изложении представителей командования Федеральной службы железнодорожных войск. О первых результатах уже начавшегося расследования начальник управления воспитательной работы ФСЖВ полковник Александр Бычков рассказал так: группа недисциплинированных военнослужащих войсковой части 01375 в ночь на 1 января попыталась организовать новогоднюю пьянку в подразделении. Попытка была пресечена офицерами штаба батальона. Тогда успевшие хлебнуть водки недовольные солдаты "допустили хулиганские действия в отношении одного из офицеров". А наутро, боясь ответственности, ушли в бега. Причем все правдоискатели - старослужащие, все служат по последнему году. По горячим следам в воинскую часть удалось вернуть всего двадцать самовольщиков. У двоих действительно обнаружены "нетяжкие телесные повреждения, происхождение которых выясняется".Еще четверо скрываются и ни к солдатским матерям, ни в правоохранительные органы не обращались.
Военная прокуратура Санкт-Петербургского гарнизона, которая уже взялась за расследование, не исключает уголовного преследования не только офицеров, но и беглых солдат за грубое нарушение воинской дисциплины, выразившееся в употреблении спиртных напитков и самовольном оставлении части.
Впрочем, какой бы оборот ни приняло это дело, все намного серьезней, чем просто очередное ЧП в российских войсках. Кажется, перед нашей и без того бедствующей армией замаячила печальная перспектива еще более глубокого развала. Ведь ставшие в последние месяцы регулярными массовые солдатские побеги к правозащитникам имеют, как правило, одну и ту же цель - требование замены неугодных командиров. Оставим в стороне слишком требовательных или действительно по-хамски и даже преступно грубых. Важно, что итог всегда один и тот же - либо под воздействием возмущенного общественного мнения, с ходу становящегося на сторону сирых и обиженных, командиров за развал дисциплины в подразделении снимают с должностей, либо солдат отправляют дослуживать в другие части. Что, впрочем, тоже означает - командиры у них будут другие. Но - во всех случаях - самовольщиков под прицелами телекамер немедленно освобождают от ответственности за фактический сговор и массовое неподчинение начальникам. И тем провоцируют новые побеги.
ХРОНИКА ПОСЛЕДНИХ МЕСЯЦЕВ
18 июня минувшего года из расположения заставы на административной границе Южной Осетии самовольно ушли 8 российских миротворцев-контрактников. Причина - обида на командира взвода, который, как казалось солдатам, беспричинно к ним придирался.
В августе из-за якобы неправомерных действий офицеров 54 солдата ушли в бега из учебного центра Прудбой Волгоградской области.
3 декабря 16 военнослужащих 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии самовольно бежали в Московский комитет солдатских матерей. Командир их роты временно от своих обязанностей отстранен, против него возбуждено уголовное дело.
16 декабря 6 военнослужащих бежали из части ПВО, дислоцированной в Подмосковье. И тоже в столичный комитет солдатских матерей. "Солдаты в прежнюю часть не вернутся, а будут дослуживать в других подразделениях", - в тот же день, не дожидаясь результатов расследования, пообещал журналистам главком ВВС генерал-полковник Михайлов.
Для тех, кто забыл: выборность командиров уже была однажды введена в Российской армии. Дата на том приказе - 1917 год.