Главной транспортной артерией Крыма станет железная дорога по новым регионам
Строительство этой магистрали уже началось. Крымская железнодорожная сеть возвращается к классической схеме: основной поток грузовых и пассажирских составов будет вновь заходить на полуостров с севера, в Джанкое он разветвится по трем направлениям-ветвям: на Евпаторию, Симферополь — Севастополь и Феодосию — Керчь. Так разгрузят Крымский мост и обеспечат резкое увеличение количества поездов.
Как тут не вспомнить былые поездки на юг! Московские поезда выходили с Курского вокзала. Вот за окном пролетает Тула, дальше Орел и Белгород. Большая стоянка в Харькове. Отсюда катим на Запорожье. Ведрами спелой черешни встречает перрон Мелитополя. В лунных блестках — лиманы ночного Чонгара. Наконец предутренняя крымская степь и станция Джанкой. На перроне кажется, что пахнет морем...
Такой маршрут проложили еще во второй половине ХIХ столетия: самый быстрый, удобный. Тогда никому в голову не приходило, что Малороссия отделится. И во времена УССР границы казались формальностью. Однако после развала СССР проблемы нарастали стремительно.
В нулевые магистральная линия Москва — Харьков работала еще более-менее спокойно. Конечно же, основной поток пассажиров направлялся в Крым. Людям приходилось терпеть самостийный пограничный шмон. Летом количество московских поездов на Симферополь, Севастополь, Евпаторию, Феодосию и Керчь доходило до полутора десятков ежесуточно. Плюс составы из Петербурга, Мурманска, Архангельска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Перми.
Так продолжалось до Евромайдана. 2014 год отменил все крымские поезда, следовавшие «харьковским ходом». Теперь россияне ехали исключительно через Ростов-на-Дону. Дальше были паромы Керченской морской переправы. А под занавес декабря 2019-го Владимир Путин лично открыл железнодорожное движение по мосту через Керченский пролив. Эпохальное событие, перевернувшее прежний маршрут с ног на голову. Теперь единственная действующая железная дорога по самому полуострову начинается от Крымского моста. Первой станцией стала Керчь-Южная, а вскоре резкий поворот на северо-запад, к Джанкою.
Получается немалый джанкойский крюк, 4-5 лишних часов. Иного пути пока нет. И уже отсюда поезда едут на юг, к Симферополю. Дальше однопутка тянется до тупика в Севастополе. Утомительно долго, в среднем двое суток от Москвы. Впрочем, главная беда в другом. Крымский мост стал одной из важных целей киевских стратегов. Атаки следуют одна за другой. ПВО и Черноморский флот прилагают все усилия для его защиты, но на войне случается всякое. Мост действительно уязвим.
Два месяца назад были озвучены планы строительства новой железнодорожной магистрали по побережью Азовского моря, которая свяжет Крым и Ростов-на-Дону. Говорят, проект уже готов. Для ускорения темпов строительства намечен комбинированный маршрут. Предполагается использовать участки имеющегося полотна от Джанкоя до Геленджика и Мелитополя. Далее придется класть прямой путь на Мариуполь. Отсюда поезда могут двинуться кружным путем через Волноваху и Иловайск. Однако это слишком близко к линии фронта. Скорее всего, рельсы лягут напрямую из возрожденного мариупольского вокзала в ростовский Таганрог.
Важность новой дороги трудно переоценить. Сообщают, что к месту строительства уже начала прибывать техника и железнодорожные войска. Трасса пройдет по голой степи, где нет больших рек или горных массивов. А значит, прокладку рельсов реально завершить до весны 2024 года. Да, приходится спешить. Весь Крым и Южная группировка войск снабжаются по единственному железнодорожному переходу через Керченский пролив. Еще есть паромы морской переправы, но они зависимы от штормов.
Угрозы в адрес Крымского моста вовсе не блеф. Напомним, что осенью 2022-го на мосту взорвалась фура с 21 тонной гексогена. Минувшим летом морские дроны повредили пару пролетов, ремонт удалось завершить лишь к середине октября. Совсем иное дело — железная дорога. Она гораздо легче переносит диверсии и налеты. Проще контролировать безопасность окрестного пространства, а размещенные на бронепоездах стационарные системы РЭБ умеют гасить активность беспилотников.
«Принципиально идею поддерживаю. Нас, конечно, интересует прямая ветка — мы бы в меньшей степени зависели от Крымского моста, который больше 28-30 пар поездов за сутки не пропустит. А тут открывается коридор новых возможностей», — заявил глава Крыма Сергей Аксенов. Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий надеется: «Новая дорога поможет с транспортировкой нашего зерна, железной руды, угля».
Спрос на такую дорогу действительно велик. На днях дико перегруженным оказался автомобильный пункт пропуска Джанкой. Со стороны Херсонщины скопились колонны фур. Ежедневно по материковой автотрассе в Крым приезжают около 6 тысяч транспортных средств и более 12 тысяч граждан, что в 2,5 раза превысило расчетную пропускную способность действующих досмотровых пунктов. Что бы там ни было, без «железки» не обойтись. Если ситуация все же склонится к переговорам Киева с Кремлем, нынешний территориальный статус-кво в зоне СВО может сохраниться надолго. И тогда материковая дорога через Таганрог, Мариуполь, Мелитополь, Бердянск имеет шанс превратиться в главный пассажирский маршрут на Крым.